Наследование, наследственное право
ЗЕМНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ
1) согл. наследств. праву времен Авраама, наследниками могли быть только сыновья от жен, но не от наложниц (Gen 21:10; ср. позднее Jdg 11:2); но сыновья наложниц имели право на разовое получение некой части отцовского имущества, пособия (Gen 25:6). Иногда наряду с сыновьями наследницами становились и дочери (Job 42:15). При отсутствии детей наследником мог быть назначен раб (домочадец) (Gen 15:2-6; ср. -> Праотец, патриарх);
2) в соотв. с Законом Моисея, собственность израильтянина после его смерти делилась между его сыновьями, причем старший сын получал вдвое больше, чем младшие (Deu 21:15-17). Если сыновей не было, то собственность наследовали дочери (Num 27:1-8); в этом случае они должны были выходить замуж только за мужчин своего колена (Num 36:1-12). Если же мужчина из другого колена или иноплеменник женился на дочери-наследнице, то дети от этого брака, видимо, причислялись к роду матери (Ch1 2:34-41; Ezr 2:61). Наследство мужчины, умершего бездетным, доставалось его брату, если же братьев не было, то братьям его отца, если не было и таковых, то наиб. близкому кровному родственнику (Num 27:9-11);
3) брат умершего должен был жениться на его вдове. Первый сын от этого брака получал имя умершего и наследовал его имущество (Deu 25:5-19). Если у покойного не было брата, то в брак с его вдовой должен был вступить к.-л. из ближайших родственников (Rut 3:12-13), обязанный также выкупить земельный надел вдовы, если он был заложен или продан из-за нужды (Rut 4:1). Если не находилось никого, кто был бы готов жениться на вдове, то наследство становилось ее собственностью и после ее смерти переходило к ее ближайшим родственникам;
4) левитам не выделялось никакой части наследства, поскольку Господь сказал Аарону: "Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых" (Num 18:20; Deu 10:9; Eze 44:28 и др.);
5) подробные сведения о лишении наследства можно почерпнуть только из Талмуда (-> Мишна);
6) письм. завещания появились в Палестине лишь в период греч. и особенно рим. господства (Gal 3:15; Heb 9:17); в княж. роду ими определялся порядок Н. (Иосиф Флавий, Иудейские древности, XIII, 16,1; XVII, 13,2). В Талмуде предприняты попытки снять предусмотренные законом ограничения, с тем чтобы дать завещателю право более свободно распоряжаться своим имуществом.
Ап. Павел чаще чем к.-л. использует понятие Н. в переносном, духовном, смысле. Кр. того, в этом же значении оно встречается в Pe1 1:4; Pe1 3:9; Jam 2:5. "Участие в наследии святых во свете" (Col 1:12) - это вечная жизнь, к к-рой милостью Иисуса Христа избраны верующие всех народов, ставшие т.о. и наследниками Самого Господа (Eph 1:11.18), как о том и предсказывалось в ВЗ (Psa 82:8). Это нетленное, чистое и неувядаемое наследие (Pe1 1:4) предназначено христианам как чадам Божьим, но они сами ничем не заслужили его и не могут приобрести его собств. силами (Rom 4:14; Gal 3:29; Gal 4:7; Tit 3:7). Однако наследниками Христа становятся только те, кто страдает вместе с Ним (Rom 8:17); верным рабам Божьим в Его царстве воздастся - они получат наследие от Господа (Col 3:24). Залогом этого является Святой Дух, живущий в сердцах вновь рожденных и поддерживающий в них уверенность в том, что они призваны к небесному наследию (Co2 1:22; Eph 1:14). Насмешка, поругание, насмехаться, насмешник (кощунник). В Библии и в ее переводах употребляются различные слова для передачи понятий "насмешка" и "поругание". В общеупотребительном смысле "насмехаться" или "издеваться" означает проделывать над кем-то озорные или злые шутки, выражаемые соотв. словами и действиями (Ki2 2:23; Mat 22:6; Mat 27:31; Mar 10:34; Mar 15:20; Luk 20:11), напр. морщить нос в знак презрения [греч. мюктеридзеин; Gal 6:7, в Синод. пер. - "Бог поругаем не бывает"]. Кр. того, в Библии встречаются такие выражения: смеяться и издеваться над кем-л. (Ch2 30:10); презреть и посмеяться (Ki2 19:21); смеяться над кем-л. и говорить с презрением (Neh 2:19); лицемерные насмешники (Psa 34:16); порицать и поносить (Ki2 19:22), а также посмеяние и поругание или поругание и посрамление и т.п. (Psa 43:14; Psa 78:4; Jer 20:8; Jer 29:18). Библия не одобряет насмешника и не рассматривает его как безобидного шутника. Особенно часто речь о такого рода людях идет в Притчах Соломона: по своей сути насмешник (в Синод. пер. - "кощунник") самонадеян, надменен и дерзок. Он действует в пылу гордости и не воспринимает назиданий (Pro 9:7-12); не обладая мудростью, он не слушает поучений (Pro 13:1). Поэтому кощунствующий избегает общения с мудрыми (Pro 15:12), но именно потому что он глуп, он и заслуживает наказания (Pro 19:29). "Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань" (Pro 22:10); где бы насмешник ни появился, он подстрекает к ропоту и возмущению (Pro 29:8). Но в конечном итоге Бог посмеется над насмешником и поругается над кощунствующим (Psa 2:2-3), предав преступников самих на поругание (Isa 43:27-28; Isa 45:16; Eze 22:4; Eze 23:32), ибо только смиренным Он дает благодать (Pro 3:34). "Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его" (Pro 17:5), и поругание становится настоящим кощунством, когда насмешник в своей самонадеянности восстает против Бога (Ki2 19:22; Ch2 32:17). Проходившие мимо креста Иисуса злословили Его [греч. бласфемейн], то же делали и первосвященники, насмехаясь над Ним [греч. эмпайдзеин; Mat 27:39.41]. В Psa 1:1 насмешники сопоставляются (в Синод. пер. - "развратители") с нечестивыми. Согл. истолкованию этого места раввинами, насмешники ("развратители") - это такие люди, которые, собравшись вместе ("в собрании развратителей"), не рассуждают о словах Торы (Закона Божьего).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||