Назорей, Назарянин
I. Слово "назорей" происходит от евр. назир, "посвященный", "отделенный", но может иметь отношение и к слову незер, "диадема", "венец" (подразумеваются волосы Н.); см. Numeri 6:7: "посвящение Богу его на главе его".
II. Постановление о назорействе приведено в Numeri 6. У израильтян обет назорейства мог дать любой человек - мужчина или женщина, - если считал необходимым посвятить себя Богу на определ. время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в Н. Богом (как, напр., Самсон; Iudicum 13:5.14) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1 Samuelis 1:11).
III. Обет назорейства включал в себя: а) абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, "что делается из винограда" (Numeri 6:3-21); б) отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства (Numeri 6:5); в) запрещение приближаться к мертвому телу даже в случае смерти ближайших родственников (Numeri 6:6-21). При внезапной смерти к.-л. в присутствии Н. последний считался нечистым в течение последующих семи дней; после этого Н. должен был начать срок назорейства заново, для чего сбривал волосы на голове и приносил жертву (Numeri 6:9-12); г) по исполнении обета Н. должен был принести различные жертвы, сбрить свои волосы перед входом в скинию (позднее - в храм) и положить их на огонь, к-рый горел под мирной жертвой. Потом священник брал сваренное плечо овна от жертвы благодарения, пресный пирог и пресную лепешку и, положив это на руки Н., возносил, потрясая пред Господом (-> Жертва потрясания) (Numeri 6:13-20). После этого Н. вновь мог жить обычной жизнью.
IV. Давая обет, Н. всецело посвящал себя Господу, для Которого он был свят (Numeri 6:8) и ради Которого налагал на себя определ. ограничения, не отстраняясь при этом от обычного окружения. Т.о. Н. становился для окружающих живым знамением власти Бога, что в периоды общего забвения завета с Господом не встречало у израильтян понимания (Amos 2:11-16).
V. Образ жизни Иоанна Крестителя, призванного еще до своего рождения (Lucam 1:15), напоминает тот, что должен был вести Н.; но Иоанн вел более строгую жизнь, чем того требовали предписания для Н. (Matthaeum 3:4). О людях, вероятно, принявших обет назорейства, говорится в Actus 21:24.26.
VI. Назарянин [греч. надзаренос], назорей [греч. надзорайос], прозвище Иисуса Христа из -> Назарета (Matthaeum 2:23; Matthaeum 26:71; Marcum 1:24; Marcum 10:47; Lucam 4:34 и др.). Оно связывало Иисуса с Назаретом, Его родиной, но у Матфея, возм., по произношению и по смыслу слово "назорей" ассоциировалось и с евр. незер ("отрасль") в пророчестве Исаии (Isaiae 11:1). Позднее иудеи прозвали христианство "назорейской ересью" (Actus 24:5).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||