Небо, небеса
В Библии евр. слово шамайим, как и греч. уранос, означает видимое и невидимое Н.
I. Н. и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Gn 1:1; Ps 72:25; Ps 120:2). Н. в ВЗ рассматривается как большой, натянутый над землей шатер (Ps 103:2; Is 40:22 и проч.), к-рый однажды, в Судный день, свернется "как свиток" (Is 34:4; Ap 6:13-17). Наряду с этим существует и другое представление, согл. к-рому Н. - это подобие свода, хрустального (Ez 1:22), зеркального (Jb 37:18) или выполненного из чистого сапфира (Ex 24:10). Этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах (Jb 26:11). В нем есть ворота, двери (Gn 28:17; Ps 77:23) и окна (Gn 7:11; Gn 8:2; 2R 7:2.19; Is 24:18), через к-рые Господь посылает дождь, снег, град и молнию (Jb 38:25), а также Свое благословение (Ml 3:10). Отсюда на землю сыпалась манна небесная (Ps 77:23-31). По Н. прокладывают свой путь солнце и звезды (Gn 15:5; Jos 10:13; Jb 9:9 и проч.). К небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы (Gn 1:26; Mt 6:26 и проч.). Однажды Н., как и земля, прекратит свое существование (Ps 101:26-29; Is 51:6; Mt 24:35), уступив место новому творению (Is 65:17; 2P 3:10.13).
II: 1) Библия, к-рая рассматривает Н. как ЖИЛИЩЕ БОГА (Ps 2:4; Ps 13:2; Ps 113:11; Is 63:15; Mt 6:9), называет небосвод престолом Господа, а землю - Его подножием (Is 66:1; Mt 5:34-37; Mt 23:22; Ac 7:49). Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеч. представления о пространстве (1R 8:27; Ps 138:7-12), хотя видимое Н. прочно утвердилось в человеч. представлении как образ Н. невидимого (Col 1:16). Сообщения о явлении ангелов (Gn 18:2; Jos 5:13) и воскресшего Иисуса (Jn 20:19.26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром. (Ср. облако, к-рое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении - закрывает от глаз учеников, Mt 17:5; Ac 1:9.) Н. по своей сущности - это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека;
2) жилище Бога вместе с тем - это вечная родина Христа. Он сошел с небес (Jn 3:13.31) и после воскресения возвратился туда (Mc 16:19; Lc 24:51; Ac 1:9-11). Он восседает одесную Бога (Mc 16:19; He 1:3) и когда-нибудь вновь придет на землю (Mt 24:30; Ac 1:11; 1Th 4:16; Ap 1:7);
3) Н. является и местом пребывания ангелов (Mt 18:10; Ap 7:11; Ap 15:5-8 и проч.); сатана же был низвержен с Н. (Lc 10:18; Ap 12:7-9);
4) Н. однажды станет жилищем спасенных (Jn 14:2-4; Jn 17:24; 1Th 4:17; Ap 7:9-17) - тех, чьи имена написаны на небесах (Lc 10:20; He 12:23). Здесь они будут жить (Ph 3:20), здесь находятся их сокровища (Mt 6:20), их награда (Mt 5:12) и их наследство (1P 1:4). Библия понимает это место как место славы (He 2:10), где будут царить недоступные человеч. разуму совершенство и красота (Ap 21:1 - Ap 22:5). Жизнь (1Tm 4:8), служение Богу (Ap 22:3), поклонение Богу (Ap 5:9-14; Ap 11:15-18; Ap 12:10-17 и др.) и слава (2Co 4:17) пребудут вечно.
III. По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ [евр. шамайим - мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь. О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о "третьем небе" (2Co 12:2-4). В Послании к Евреям говорится не только о том, что "превознесенный выше небес" Христос "воссел одесную престола величия на небесах" (He 7:26; He 8:1), но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, "прошел небеса" (He 4:14) и вошел "в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (He 9:24).
IV. В НЗ слово "небо" употребляется в значении "Бог небесный", или "Бог (явивший Себя) с неба" (Mt 21:25; Mc 11:30; Lc 15:18).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||