Небо, небеса
В Библии евр. слово шамайим, как и греч. уранос, означает видимое и невидимое Н.
I. Н. и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Genesis 1:1; Psalmorum 72:25; Psalmorum 120:2). Н. в ВЗ рассматривается как большой, натянутый над землей шатер (Psalmorum 103:2; Isaiae 40:22 и проч.), к-рый однажды, в Судный день, свернется "как свиток" (Isaiae 34:4; Apocalipsys 6:13-17). Наряду с этим существует и другое представление, согл. к-рому Н. - это подобие свода, хрустального (Ezechielis 1:22), зеркального (Iob 37:18) или выполненного из чистого сапфира (Exodus 24:10). Этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах (Iob 26:11). В нем есть ворота, двери (Genesis 28:17; Psalmorum 77:23) и окна (Genesis 7:11; Genesis 8:2; 2 Regum 7:2.19; Isaiae 24:18), через к-рые Господь посылает дождь, снег, град и молнию (Iob 38:25), а также Свое благословение (Malachiae 3:10). Отсюда на землю сыпалась манна небесная (Psalmorum 77:23-31). По Н. прокладывают свой путь солнце и звезды (Genesis 15:5; Iosue 10:13; Iob 9:9 и проч.). К небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы (Genesis 1:26; Matthaeum 6:26 и проч.). Однажды Н., как и земля, прекратит свое существование (Psalmorum 101:26-29; Isaiae 51:6; Matthaeum 24:35), уступив место новому творению (Isaiae 65:17; 2 Petri 3:10.13).
II: 1) Библия, к-рая рассматривает Н. как ЖИЛИЩЕ БОГА (Psalmorum 2:4; Psalmorum 13:2; Psalmorum 113:11; Isaiae 63:15; Matthaeum 6:9), называет небосвод престолом Господа, а землю - Его подножием (Isaiae 66:1; Matthaeum 5:34-37; Matthaeum 23:22; Actus 7:49). Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеч. представления о пространстве (1 Regum 8:27; Psalmorum 138:7-12), хотя видимое Н. прочно утвердилось в человеч. представлении как образ Н. невидимого (Colossenses 1:16). Сообщения о явлении ангелов (Genesis 18:2; Iosue 5:13) и воскресшего Иисуса (Ioannem 20:19.26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром. (Ср. облако, к-рое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении - закрывает от глаз учеников, Matthaeum 17:5; Actus 1:9.) Н. по своей сущности - это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека;
2) жилище Бога вместе с тем - это вечная родина Христа. Он сошел с небес (Ioannem 3:13.31) и после воскресения возвратился туда (Marcum 16:19; Lucam 24:51; Actus 1:9-11). Он восседает одесную Бога (Marcum 16:19; Hebraeos 1:3) и когда-нибудь вновь придет на землю (Matthaeum 24:30; Actus 1:11; 1 Thessalonicenses 4:16; Apocalipsys 1:7);
3) Н. является и местом пребывания ангелов (Matthaeum 18:10; Apocalipsys 7:11; Apocalipsys 15:5-8 и проч.); сатана же был низвержен с Н. (Lucam 10:18; Apocalipsys 12:7-9);
4) Н. однажды станет жилищем спасенных (Ioannem 14:2-4; Ioannem 17:24; 1 Thessalonicenses 4:17; Apocalipsys 7:9-17) - тех, чьи имена написаны на небесах (Lucam 10:20; Hebraeos 12:23). Здесь они будут жить (Philippenses 3:20), здесь находятся их сокровища (Matthaeum 6:20), их награда (Matthaeum 5:12) и их наследство (1 Petri 1:4). Библия понимает это место как место славы (Hebraeos 2:10), где будут царить недоступные человеч. разуму совершенство и красота (Apocalipsys 21:1 - Apocalipsys 22:5). Жизнь (1 Timotheum 4:8), служение Богу (Apocalipsys 22:3), поклонение Богу (Apocalipsys 5:9-14; Apocalipsys 11:15-18; Apocalipsys 12:10-17 и др.) и слава (2 Corinthios 4:17) пребудут вечно.
III. По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ [евр. шамайим - мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь. О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о "третьем небе" (2 Corinthios 12:2-4). В Послании к Евреям говорится не только о том, что "превознесенный выше небес" Христос "воссел одесную престола величия на небесах" (Hebraeos 7:26; Hebraeos 8:1), но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, "прошел небеса" (Hebraeos 4:14) и вошел "в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Hebraeos 9:24).
IV. В НЗ слово "небо" употребляется в значении "Бог небесный", или "Бог (явивший Себя) с неба" (Matthaeum 21:25; Marcum 11:30; Lucam 15:18).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||