Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Небо, небеса
В Библии евр. слово шамайим, как и греч. уранос, означает видимое и невидимое Н.

I. Н. и земля, когда они упоминаются вместе, обозначают целостность видимого, Богом СОТВОРЕННОГО МИРА (Genesi 1:1; Salmi 72:25; Salmi 120:2). Н. в ВЗ рассматривается как большой, натянутый над землей шатер (Salmi 103:2; Isaia 40:22 и проч.), к-рый однажды, в Судный день, свернется "как свиток" (Isaia 34:4; Apocalisse 6:13-17). Наряду с этим существует и другое представление, согл. к-рому Н. - это подобие свода, хрустального (Ezechiele 1:22), зеркального (Giobbe 37:18) или выполненного из чистого сапфира (Esodo 24:10). Этот свод покоится на самых высоких горах как на опорных столбах (Giobbe 26:11). В нем есть ворота, двери (Genesi 28:17; Salmi 77:23) и окна (Genesi 7:11; Genesi 8:2; Re 2 7:2.19; Isaia 24:18), через к-рые Господь посылает дождь, снег, град и молнию (Giobbe 38:25), а также Свое благословение (Malachia 3:10). Отсюда на землю сыпалась манна небесная (Salmi 77:23-31). По Н. прокладывают свой путь солнце и звезды (Genesi 15:5; Giosuè 10:13; Giobbe 9:9 и проч.). К небесам относится и воздушное пространство, где летают птицы (Genesi 1:26; Matteo 6:26 и проч.). Однажды Н., как и земля, прекратит свое существование (Salmi 101:26-29; Isaia 51:6; Matteo 24:35), уступив место новому творению (Isaia 65:17; Pietro 2 3:10.13).

II: 1) Библия, к-рая рассматривает Н. как ЖИЛИЩЕ БОГА (Salmi 2:4; Salmi 13:2; Salmi 113:11; Isaia 63:15; Matteo 6:9), называет небосвод престолом Господа, а землю - Его подножием (Isaia 66:1; Matteo 5:34-37; Matteo 23:22; Atti 7:49). Однако повсеместное присутствие Бога разрушает человеч. представления о пространстве (Re 1 8:27; Salmi 138:7-12), хотя видимое Н. прочно утвердилось в человеч. представлении как образ Н. невидимого (Colossesi 1:16). Сообщения о явлении ангелов (Genesi 18:2; Giosuè 5:13) и воскресшего Иисуса (Giovanni 20:19.26) наводят на мысль, что Божьи небеса соприкасаются с нашим материальным миром. (Ср. облако, к-рое во время преображения Иисуса осеняет Его, а при вознесении - закрывает от глаз учеников, Matteo 17:5; Atti 1:9.) Н. по своей сущности - это нечто иное, отличное от видимого небосвода, здесь существует невидимый Божий мир в противоположность видимому миру человека;
2) жилище Бога вместе с тем - это вечная родина Христа. Он сошел с небес (Giovanni 3:13.31) и после воскресения возвратился туда (Marco 16:19; Luca 24:51; Atti 1:9-11). Он восседает одесную Бога (Marco 16:19; Ebrei 1:3) и когда-нибудь вновь придет на землю (Matteo 24:30; Atti 1:11; Tessalonicesi 1 4:16; Apocalisse 1:7);
3) Н. является и местом пребывания ангелов (Matteo 18:10; Apocalisse 7:11; Apocalisse 15:5-8 и проч.); сатана же был низвержен с Н. (Luca 10:18; Apocalisse 12:7-9);
4) Н. однажды станет жилищем спасенных (Giovanni 14:2-4; Giovanni 17:24; Tessalonicesi 1 4:17; Apocalisse 7:9-17) - тех, чьи имена написаны на небесах (Luca 10:20; Ebrei 12:23). Здесь они будут жить (Filippesi 3:20), здесь находятся их сокровища (Matteo 6:20), их награда (Matteo 5:12) и их наследство (Pietro 1 1:4). Библия понимает это место как место славы (Ebrei 2:10), где будут царить недоступные человеч. разуму совершенство и красота (Apocalisse 21:1 - Apocalisse 22:5). Жизнь (Timoteo 1 4:8), служение Богу (Apocalisse 22:3), поклонение Богу (Apocalisse 5:9-14; Apocalisse 11:15-18; Apocalisse 12:10-17 и др.) и слава (Corinzi 2 4:17) пребудут вечно.

III. По представлениям ветхозаветных иудеев, существовало несколько НЕБЕСНЫХ ПРОСТРАНСТВ [евр. шамайим - мн. число при отсутствии ед.); в позднем иудаизме их насчитывалось семь. О таком числе небес в Библии не говорится, Павел упоминает только о "третьем небе" (Corinzi 2 12:2-4). В Послании к Евреям говорится не только о том, что "превознесенный выше небес" Христос "воссел одесную престола величия на небесах" (Ebrei 7:26; Ebrei 8:1), но и о том, что Он, будучи великим Первосвященником, "прошел небеса" (Ebrei 4:14) и вошел "в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие" (Ebrei 9:24).

IV. В НЗ слово "небо" употребляется в значении "Бог небесный", или "Бог (явивший Себя) с неба" (Matteo 21:25; Marco 11:30; Luca 15:18).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).