Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Печать

I: 1) еще в III тысячел. до Р.Х. П. были широко распространены во всем Средиземноморье, в т.ч. на Ближнем Востоке. Так, раскопки в Палестине обнаружили много П., но большей частью они были завезены туда из Месопотамии или из Египта;
2) П. вырезали из камня, часто полудраг. (ср. Ex 39:6). Резчики гравировали на П. орнаменты, символические изображения, зарисовки разных сцен или письменные знаки. Были найдены и такие П., на к-рых помимо рисунка присутствует имя владельца и какая-либо надпись: изречение или пожелание. П. оставляла выпуклый отпечаток на мягкой поверхности (влажной глине) (Jb 38:14);
3) среди П. различаются такие, к-рые для получения отпечатка прокатывали по специально подготовленной поверхности, а также П., к-рыми пользовались как штампом. П. для прокатывания представляет собой каменный валик цилиндрической формы дл. от 2 до 8 см, просверленный по длине. При прокатывании он оставлял четырехугольное изображение, к-рое можно было дублировать несколько раз. Штемпельную П. вырезали на камне кубической или овальной формы. Штемпельная П. обычно была меньше цилиндрической. В Египте она часто изготавливалась в форме скарабея, считавшегося священным.
4) П. имела юридич. силу и применялась в качестве подписи (1R 21:8); ею запечатывали также док-ты (Is 8:16; Is 29:11). Оттиск П. на ручках кувшина указывал на содержимое кувшина, предназначенное в виде натуральной подати царю или святилищу, что также отмечалось в надписи на П. П., прокатанная по еще влажной глине при закупоривании горшка, указывала на его владельца. Тот, кто мог продемонстрировать П., совпадающую с отпечатком на предмете, считался владельцем данного предмета;
5) наряду с именем владельца на П. часто упоминается имя его отца, а также титул. Поэтому можно установить принадлежность П. царям, советникам, священникам и частным лицам. В Месопотамии была обнаружена цилиндрическая П. врача (ок. 2000 г. до Р.Х.), с помощью к-рой он, вероятно, изготавливал свои "визитные карточки" на глине. В Палестине сохранились и нек-рые П., принадлежавшие женщинам; они относятся к перс. периоду (ок. 500 г. до Р.Х.), когда женщина могла выступать в роли гражданского лица;
6) П. носили при себе, подвешенную на шейном шнурке (Gn 38:18), у пояса или укрепив ее на руке; наконец, она могла быть вставлена в перстень (Jr 22:24; Ct 8:6).
II: 1) "приложить печать" означало юридически заверить, утвердить, подписать док-т (1R 21:8; Ne 10:1; Jr 32:10), кр. того, так обеспечивалась неприкосновенность (Dn 6:17; Mt 27:66);
2) значительно чаще слова "запечатлевать" и "П." употребляются в Библии в переносном смысле: а) апостольское служение Павла удостоверяется как П. плодами его трудов (1Co 9:2), Авраам получил знак обрезания как П. праведности через веру (Rm 4:11). Принявший свидет-во Иисуса запечатлел этим, что истинен Бог (Jn 3:33). На Сыне Человеческом "положил печать Свою Отец, Бог" (Jn 6:27); б) Бог может налагать П. на звезды, препятствуя их восхождению (Jb 9:7). Он "запечатывает" нек-рые откровения, т.е. запрещает знакомить с ними людей (Dn 12:4; Ap 10:4; Ap 22:10; ср. Is 8:16). То, что в начале было запечатано, может открыть и исполнить Агнец Божий (Ap 5); в) перед эсхатологической катастрофой Бог повелевает отметить Своих рабов "печатью на челе" (Ap 7:2-8; ср. Ez 9:4), чтобы провести их невредимыми как через внутренние, так и через внешние испытания (ср. Ap 3:10; Ap 9:4);
3) совокупность различных значений слова "П." присутствует в выражении "запечатлеть Святым Духом" (2Co 1:21; Ep 1:13; Ep 4:30). Этим актом Бог как бы признает данного человека Своей собственностью и подтверждает ему Свое искупление. Грешник искуплен кровью Христа (1P 1:18), оправдан принятием этой жертвы через веру (Rm 3:23-26), и теперь получает от Духа удостоверение в том, что он является чадом Божьим и сонаследником Христа (Rm 8:16). Это дарует ему и охрану от богопротивных сил (1Th 5:23; 1P 1:5; Jude 1:24). Подобно тому как вочеловечившийся Сын Божий является "оттиском" (в Синод. пер. - "образом ипостаси") Божьей сущности (He 1:3), принятая при рождении свыше П. Духа придает христианину черты Сына Человеческого - Иисуса Христа; в этот образ он преображается через Св. Духа, "от славы в славу", до полного восстановления в нем образа Божьего (Rm 8:29; 1Co 15:49; 2Co 3:18);
4) ап. Павел говорит о П. "на твердом основании Божием", на к-ром поставлен верующий (2Tm 2:19; ср. 1Co 3:11). Это сказано в связи с лжеучениями, к-рые уводят от Божьей истины (2Tm 2:16-18). Стоящая на этой П. надпись "познал Господь Своих" означает, что Иисус не признает никого из тех, кто лишь произносит Его имя, не исполняя Божьей воли (Mt 7:23). В то же время Иисус не отречется от того, кто истинно исповедует Его перед людьми (Mt 10:32). Об этом свидет-вует вторая надпись на "П.", требующая от верующих отречения от всего безбожного и богопротивного в жизни и в учении: "Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа" (2Tm 2:19).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).