Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Послание Иакова

I. АВТОР
В начале послания автор, приветствуя братьев в рассеянии, говорит о себе: "Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа" (Iacobi 1:1). При этом он не сообщает о своем апостольстве, из чего можно заключить, что послание было написано -> Иаковом (4), братом Господним, авторство к-рого подтверждается и церк. преданием.
II. АДРЕСАТ И ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
Послание обращено к христианам (Iacobi 2:1.5.7) из иудеев, "находящимся в рассеянии" (Iacobi 1:1 - греч. эн те диаспора). Из текста послания видно, что эти люди хорошо знали сельское хоз-во (Iacobi 5:4.7) и жили, вероятно, недалеко от Палестины (см. Iacobi 5:7: ранний и поздний дожди); нек-рые из них были, видимо, ремесленниками или торговцами (Iacobi 4:13). Не вполне ясным представляется положение "богатых" среди остальных христиан: они - члены общины (Iacobi 1:10; Iacobi 2:2), но в то же время противопоставлены остальным христианам (Iacobi 2:6.7; Iacobi 5:1-6). Поскольку собрание обозначено здесь словом сюнагоге (Iacobi 2:2), ученые высказывали предположение, что этими "богатыми" были иудеохристиане, еще не окончат. порвавшие с евр. общиной и ее богослужением. Однако среди адресатов П.И. уже были учителя (Iacobi 3:1) и пресвитеры церкви (экклесиа; Iacobi 5:14). Эти не поддающиеся сегодня однозначному толкованию обстоят-ва дают основание относить П.И. ко времени зарождения первых христ. общин. Многие ученые рассматривают его как древнейший новозаветный текст, к-рый, возм., был написан еще до -> Апостольского собора, т.к. в нем отсутствуют к.-л. сведения об обращенных язычниках и ничего не говорится об обязательном исполнении Закона христианами. Возм., что иудеохристиане, к к-рым направлено послание, жили в Сирии, в окрестностях Антиохии (см. Actus 11:19). Однако другие ученые датируют П.И. прим. 60 г. по Р.Х. Видимо, адресаты послания знали основные положения учения Павла, след., к этому времени по крайней мере нек-рые из апостольских посланий уже были написаны. Во всяком случае, отсутствие упоминания о разрушении Иерусалимского храма дает основание считать, что П.И. было написано до 70 г. по Р.Х.
III. ПОСЛАНИЕ ИАКОВА И ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ
П.И. во многом схоже с благовествованием Иисуса Христа, по крайней мере с тем, как оно изложено в первых трех Евангелиях. Прежде всего это относится к стилистике повествования с ее насыщенностью образами, взятыми из мира природы. Кр. того, в нем автор постоянно обращается к учению Иисуса и, прежде всего, к Нагорной проповеди, хотя и не приводит при этом прямых цитат. Можно предположить, что автор и его читатели хорошо знали содержание проповеди Иисуса, что дает ключ к решению вопроса о происхождении Евангелий. Ср. Iacobi 1:4 с Matthaeum 5:48; Iacobi 1:5.6.17 с Matthaeum 7:7-11; Matthaeum 21:21.22; Iacobi 1:22 с Matthaeum 7:21-27; Iacobi 2:5 с Lucam 6:20 ("блаженны нищие", пер. НЗ под ред. еп. Кассиана); Iacobi 2:8 с Marcum 12:31; Iacobi 2:13 с Matthaeum 5:7; Iacobi 3:12 с Matthaeum 7:16; Iacobi 3:18 с Matthaeum 5:9; Iacobi 4:4 с Matthaeum 6:24; Iacobi 4:11.12 с Matthaeum 7:1; Iacobi 4:12 с Matthaeum 10:28; Iacobi 4:13.14 с Lucam 12:16-20; Iacobi 4:17 с Lucam 12:47; Iacobi 5:1 с Lucam 6:24.25; Iacobi 5:2.3 с Matthaeum 6:19; Iacobi 5:12 с Matthaeum 5:34-37.
IV. СОДЕРЖАНИЕ
П.И. обращено к тем христианам, к-рые, будучи знакомы с учением Иисуса (см. Iacobi 3:1), нуждались в практич. помощи, чтобы строить свою жизнь не на эгоистич. расчете, а на вере. Раскрыв сущность всякого искушения и его причины (Iacobi 1:2-18), автор призывает верующих поступать по Слову Божьему (Iacobi 1:19-27), что несовместимо с лицеприятием (Iacobi 2:1-13). Вера, не находящая выражения в делах, мертва: никто не может апеллировать к своей исключит. умозрительной вере (Iacobi 2:14-26). В общении между людьми должны господствовать даруемая свыше мудрость и смирение, а не безудержное пустословие, себялюбивые распри, клевета и взаимное осуждение (Iacobi 3:1 - Iacobi 4:12). Человеком должна руководить Божья воля, а не стремление к выгоде (Iacobi 4:13 - Iacobi 5:6). В заключение Иаков призывает к долготерпению в страданиях (Iacobi 5:7-11), к искренности, не требующей никаких клятв (Iacobi 5:12), напоминает о силе молитвы (Iacobi 5:13-18) и о необходимости помогать братьям, уклонившимся от истины (Iacobi 5:19.20).
V. ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛАНИЯ
Было бы ошибкой, подобно М.Лютеру, назвавшему П.И. "полным соломы" и протестовавшему против включения этой книги в канон, искать в нем основополагающие теоретич. высказывания (-> Вера, II,6). Выдвинутые автором идеи понятны человеку, оказавшемуся в нужде и имеющему личный опыт повседневного борения в вере. Для него раскрывается значение трезвого и практичного подхода Иакова, глубоко и ясно понимающего трудности и опасности духовной жизни и своими наставлениями укрепляющего дух верующего.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).