Пост, поститься
[евр. цум, "затягивать (внутренности)"; греч. нестеуо], добровольное воздержание от пищи и время этого воздержания.
I. ПОСТ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
ВЗ часто говорит о П., соблюдавшемся отдельными людьми или всем народом Израиля, но слово цум в пяти книгах Моисея не употребляется. В день искупления народ должен был "смирять свои души" (Лев 16:29-31; Лев 23:27; ср. Деян 27:9), что, безусловно, включало в себя и воздержание от приема пищи. П. мог соблюдаться, напр., после того, как постящийся давал обет (Числ 30:14). Особое значение имели П. Моисея на горе в присутствии Бога (Исх 34:28), а также сорокадневный П. Илии, после того как его накормил ангел Господень (3 Цар 19:8). В некоторых местах Писания говорится о том, что люди отказывались не только от еды, но и от воды (Ион 3:5-8; Деян 23:12); вероятно, подобное воздержание практиковалось и в дни П. (Суд 20:26; 1 Цар 7:6; Иер 36:6). Евреи из Книги Есфирь (Есф 4:16) и ап. Павел (Деян 9:9) соблюдали такой П. в течение трех дней. О более продолжительных сроках столь строгого П. в Библии не упоминается. Обычно постящиеся воздерживались только от пищи, а пить воду во время продолжительных П. разрешалось. Давид ничего не ел семь дней (2 Цар 12:16-21); об Иисусе сказано, что Он ничего не ел сорок дней, "а по прошествии их, напоследок взалкал" (Мф 4:2; Лк 4:2). Даниил три недели питался простой, скудной пищей (Дан 10:3), что в глазах Бога было свидет-вом смирения (Дан 10:12). Вероятно, подобным образом постилась и Анна (Лк 2:37), к-рая "постом и молитвою служила Богу день и ночь". В 1 Цар 31:13 упоминается о семидневном П., но о том, как он совершался, ничего не говорится. Душевное состояние постящегося человека сказывалось на его внешнем виде и поведении: он, как правило, носил вретище, пренебрегал ежедневными омовениями, посыпал голову пеплом (3 Цар 21:27; Неем 9:1; ср. Иов 2:12). П. соблюдался по разным ПРИЧИНАМ: а) после смерти близких людей (1 Цар 31:13; 2 Цар 1:12); б) перед решающими событиями, исход к-рых полностью зависел от Божьей милости (2 Цар 12:16.21-23; Есф 4:3.16 и др.); в) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (1 Цар 7:6; 3 Цар 21:27; Езд 10:6; Неем 9:1; Ион 3:7) или для достижения полноценного общения с Богом (Исх 34:28; Втор 9:9.18). П. соблюдался и для того, чтобы без помех совершить молитву или подчеркнуть важность обращенной к Богу просьбы (Дан 10:3.12).
II. ПОСТ В ЭПОХУ ПОСЛЕ ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНА
1) в послепленный период П. иудеев во многом утратил свой внутр. смысл, а вместе с ним - и значение. Находясь в Вавилоне, израильтяне соблюдали четыре постных дня в году, а именно: девятый день четвертого месяца (таммуз), в к-рый халдеями был взят Иерусалим (Иер 52:6), десятый день пятого месяца (ава), в к-рый был разрушен город и сожжен храм (Иер 52:12), один из дней седьмого месяца (тишри) в память об убийстве Годолии (Иер 41:1) и десятый день десятого месяца (тевет), когда началась осада Иерусалима (Иер 52:4). После возвращения из плена эти П. продолжали соблюдаться (Зах 7:3.5), но в пророчестве говорится о наступлении времени, когда народ Божий сделает эти постные дни праздничными (Зах 8:19). Пророки тщетно пытались противостоять превращению П. в показное, рассчитанное на внешнее впечатление действо (Ис 58:5; Зах 7:5);
2) в новозаветное время подобным образом соблюдали П. прежде всего фарисеи. Они постились два раза в неделю, т.е. намного чаще, чем предписывалось Законом (Лк 18:12; ср. Мф 9:14), - в четверг, в день, когда Моисей взошел на Синай, и в понедельник, когда он спустился с горы. Иисус порицал людей, соблюдавших П., "чтобы показаться людям постящимися" (Мф 6:16).
III. ИИСУС ХРИСТОС И СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТА
1) Иисус постился 40 дней и ночей, чтобы в тишине и спокойствии пред лицом Бога подготовиться к Своему служению (Мф 4:2). Он осуждал П. лицемеров (Мф 6:16-18) и указывал, каким должен быть истинный П. - соблюдаемый втайне, с помазанной головой и умытым лицом. На вопрос учеников Иоанна, почему Иисус и Его ученики не постятся так же часто, как они сами и фарисеи, Господь ответил, сравнив Себя и учеников с женихом и гостями на свадьбе, у к-рых, пока они вместе, нет повода для П. Но несколько позже Иисус сказал Своим ученикам, когда те оказались бессильны помочь бесноватому юноше: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк 9:29, причем слова о П. отсутствуют во многих древних списках);
2) в НЗ сообщается, что после дня Пятидесятницы апостолы постились. Так, ап. Павел постился после своего обращения (Деян 9:9) и позднее (2 Кор 6:5). Община в Антиохии постилась до и после отправления Павла и Варнавы на миссионерское служение (Деян 13:2), а сами апостолы постились при рукоположении пресвитеров в церквах (Деян 14:23);
3) НЗ предоставляет верующим полную свободу в отношении П. По прошествии столетий люди начали относиться к П. все более уважительно, и в средние века он стал обязат. в определ. дни года. Реформация и здесь совершила переворот, но в скором времени П. в библ. его понимании был предан забвению.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||