Самария
[греч. ф-ма евр. слова Шомром, "сторожевая крепость"].
I. ГОРОД
1) столица израил. Северного царства, находилась прим. в 12 км сев.-зап. Сихема. Основана -> Амврием около 880 г. до Р.Х. на горе, купл. им у Семира (Re 1 16:24). В ходе -> раскопок (I; IV,4) был обнаружен культурный слой, относящийся к бронзовому веку; след., уже в то время на этом месте существовало поселение, возм., это был Шамир, где жил судья Фола (Giudici 10:1);
2) С. стояла "на вершине тучной долины" (Isaia 28:1.4). Она представляла собой хорошо укрепл. крепость (Re 1 20:1; Re 2 6:24; Amos 6:1) и имела удобно располож. подъездные пути с севера, запада и юга (через Сихем). Город располагался вост. крепостного холма, на к-ром Амврий построил дворец, обнеся его простой однорядной стеной. Пруд в сев. части крепости (ср. Re 1 22:38), вероятно, также относится к временам Амврия. Царь Ахав построил на вершине горы широкую стену с казематами; небольшая пристройка с зап. стороны, вероятно, относится ко временам Иеровоама II. В складских постройках зап. дворца были обнаружены покрытые письменами керамич. черепки (остраки) с записями о поставках масла и вина, к-рые, видимо, предназначались для двора: "В 10 году. Для Самарии. Из Беэр-Ям (возм., совр. Эль-Бира, в 12 км сев. Бет-Шеана).
Кувшинов старого (вина)
Рага, сын Елисея 2
Усса, сын Кбш 1
Элива (?) 1
Баала, сын Елисея 1
Иедай 1".
Эти черепки, вероятно, относятся ко времени Иеровоама II. В сев. части С., рядом с прудом, было найдено множество резных пластинок из слоновой кости, к-рыми, очевидно, украшали предметы обстановки; вероятно, здесь стоял принадлежавший Ахаву дом из слоновой кости (Re 1 22:39; ср. Amos 3:15; Amos 6:4). Руин капища Ваала (Re 1 16:32), сооруж. Ахавом, обнаружено не было - вероятно, вследствие его полного разрушения Ииуем (Re 2 10:25-27). Не удалось пока обнаружить и цар. захоронения (Re 1 16:28; Re 1 22:37; Re 2 13:9; -> Гробница, I). Во времена Ахава крепость и город занимали площадь прим. в 7,5 га. У сирийцев в С. были торг. ряды и базары (Re 1 20:34), что свидетельствует о большом значении С. как торг. города. В Re 1 22:26 упомянут "градоначальник".
3) как и предсказывали пророки (Isaia 28:1-4; Amos 6), С., павшая в 722 г. до Р.Х. после трехлетней осады, оказалась под властью ассирийцев (-> Салманасар (3) -> Саргон). Город был разрушен, его жители уведены в -> плен (III,2), а их место заняли иноземные переселенцы (Re 2 17:24; Esdra 4:9.10). В 720 г. до Р.Х. С. приняла участие в восстании против ассир. царя Саргона II, но и в дальнейшем она, оставаясь главным городом провинции и резиденцией наместника, находилась под властью ассирийцев, а позднее - вавилонян и персов. Во времена Неемии наместником С. был Санаваллат (Neemia 2:19), впоследствии, очевидно, его сыновья помогали ему в управлении С. (об этом свидет-вует текст на папирусе из Элефантины, датиров. прим. 407 г. до Р.Х.);
4) Александр Македонский превратил С. в македонскую колонию. В эллинистич. эпоху город пережил многочисл. разрушения, но затем был заново застроен и расширен. Имп. -> Август подарил С. Ироду Великому. Ирод обнес город новой стеной, к-рая теперь окружала площадь в 80 га, возвел на крепостной площади храм Августа и переименовал С. в Себастию [греч. Себастос - титул рим. императора]. Этот эллинистич. город украшали колоннады, он имел ярмарочную площадь, торговые ряды, театр, языч. храмы и (предположит.) гимнасий с беговой дорожкой. С. не упоминается в НЗ, тем не менее, возм., именно здесь Филипп противостоял Симону-волхву (Atti 8:5).
II. ОБЛАСТЬ
1) ландшафт С. представляет собой холмистую местность (Geremia 31:5), примыкающую на севере к -> Ефремовой горе и простирающуюся до Изреельской равнины;
2) в ВЗ С. часто называется все Северное царство - Израиль, (за искл., возможно, Галилеи и вост. берега Иордана; Re 1 13:32; Re 2 17:24; Re 2 18:34; Re 2 23:19; Osea 7:1; Osea 8:5.6);
3) в НЗ С. - это область -> самарян (Luca 17:11; Atti 15:3), к-рая вместе с Иудеей, а впоследствии и с Галилеей (Atti 9:31), образовала рим. провинцию Палестину (-> Архелай. Вост. граница Самарии проходила по Иордану, сев., согл. Иосифу Флавию, - у деревни Гинея (Ен-Ганним), зап., согласно Талмуду, - у Антипатриды. На юге пограничным с Иудеей городом была Левона; расстояние отсюда до колодца Иакова составляло половину дневного пути (Giovanni 4:3-6).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||