Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Сотворение мира, творение

I. ПОНЯТИЕ
Творческая деят-сть Бога не ограничивается в Библии сферой природы в узком смысле слова, а распространяется также на человеч. историю (Exodus 34:10; Numeri 16:30; Isaiae 22:11; Ieremiae 31:22). Тем не менее под выражением "С.М." прежде всего подразумевается созидательное деяние Бога, к-рым Он вызвал мир из небытия (Genesis 1:1 и Genesis 2:1; Psalmorum 103:1 и др.). В евр. языке глагол бара применяется исключит. по отношению к Божьему деянию С.М. и, след., отделен от человеч. "творчества" (то же и в НЗ: греч. ктидзо = "творить" относится только к Богу). Бара означает "становление, вызванное исключительно Божьей волей", когда Бог Своим словом вызывает нечто из небытия (Genesis 1:1; Isaiae 45:5-7; Isaiae 48:13 и др.); следует, однако, иметь в виду, что близкими по значению глаголу бара и даже замещающими его могут быть и другие глаголы, особенно аса и яцар, к-рые означают "делать", "образовывать", т.е. создавать нечто новое в предметно-осязаемой сфере (Isaiae 43:1.7; Isaiae 45:7.18; Ezechielis 28:13; Amos 4:13; ср. Genesis 1:1.21.27; Genesis 2:3, где употреблен глагол бара, с Genesis 1:7.16.26). След., с т.зр. Библии, становление, разворачивающееся в невидимой Божьей реальности, и начало бытия в нашем видимом мире образуют две стороны одного и того же явления, неотделимые одна от другой.
II. СОДЕРЖАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА О СОТВОРЕНИИ МИРА
А) АКТ СОТВОРЕНИЯ МИРА
1) рассказ о С.М. В Библии мы встречаемся с Богом, Который Сам свидет-вует о Себе в истории. Его первонач. созидат. деяние - составная часть единого историч. процесса (Isaiae 44:24; Isaiae 45:7,11; Ieremiae 27:5); действующий в истории Бог - это Бог Творец. Из этого следует: а) начало мира - а именно его сотворение - непостижимо само по себе. Его нужно рассматривать как часть всеохватного деяния Бога, Который установил, что за первым сотворением мира последует второе, за началом - завершение (Isaiae 48:12; 1 Corinthios 15:24; Colossenses 1:16). Не случайно Библия заканчивается прозрением "нового неба" и "новой земли" так же, как она начинается с сотворения существующих неба и земли (Apocalipsys 21:1; ср. Isaiae 65:17); б) нельзя из истории о С.М. выделять только т.наз. "достоверные данные". Как бы ни было справедливо утверждение о том, что Бог требует в первую очередь веры, все же рассказ о С.М. никоим образом не свидет-вует лишь о том, что Бог создал мир; в нем - хотя и опосредованно - говорится об "истории" сотворения, т.е. этот рассказ значим и с т.зр. того, "как" был создан мир. Его нельзя переоценивать, рассматривая как протокол, составл. по рациональным правилам человеч. историографии, но нельзя и недооценивать, видя в нем легенду или миф, не имеющие ист. значения. Ведь то, что является историей для Бога, не укладывается в рамки постижимых человеком ист. законов. Так же как сообщ. в пророч. предвидении библ. знание о конце этого мира с Божьей т.зр. представляет собой историю, т.е. действительные, грядущие в перспективе события, так и знание о начале мира, сообщаемое в Божеств. откровении, может быть понято как пророч. ретроспектива, а след., как история с вытекающим из этого факта значением. Конечно, это откровение было дано библ. авторам в понятном для них виде, в контексте представлений о мире, бытовавших в то время; так, напр., рассказ о творении можно истолковать в рамках древневавил. картины мира, особенно, повествование о втором дне сотворения мира, где говорится о создании небосвода как полусферич., покоящегося на диске земли колокола, разделяющего воды мирового океана на земные моря и небесный океан. Хотя в Библии представлена своя собств. "картина мира", библ. рассказ вместе с тем допускает и такое толкование, к-рое никак не расходится с той картиной мира, к-рая существует в совр. естествознании. Поскольку совр. наука стала открытой для "другой (а именно, Божеств.) действительности", то она уже не тщится постичь и истолковать всю реальность (см. прежде всего H.Rohrbach, Bibl. Schoepfungsbericht u. moderne Naturwissenschaft; "Naturwissenschaft u. Gotteserkenntnis", 1959). Следует иметь в виду, что во всяком пророч. видении обязат. присутствуют метафоры и образы, к-рые можно было бы "расшифровать", исходя из Писания в целом (см. Apocalipsys 1). Поэтому в принципе было бы правомочно истолковывать, напр. дела семи дней, в соотв. с Psalmorum 89:5 - как череду эпох; "твердь" (Genesis 1:6-8) - как разделит. "перегородку" между конечной, видимой действит-стью и действит-стью Божьей, а воды над твердью (Genesis 7:11) - как угрожающие сатанинские силы хаоса, от к-рых Бог стремится обезопасить человека. Подобным же образом понимание рассказа о С.М. как Божеств. откровения позволяет, с ист. т.зр., серьезно отнестись к повествованию о прародителях в т.наз. "втором" сообщении о С.М. (Genesis 2:4). "Создание" Адама и Евы (примечат. образом переданное глаголом яцар - "образовывать", "формировать", а не глаголом бара) следует понимать как Божье избрание из уже существующего человечества (в Genesis 1:26 слово адам, "человек", является собират. понятием). Принимая во внимание образный характер откровения и особенности евр. мышления, отдельные детали повествования должны истолковываться не буквально, а как символы. Напр., Genesis 1:7 по смыслу следует трактовать как "Господь Бог создал человека как прах земной" или, соотв., "глиняным", "из пыли" (для обозначения его ничтожности). Показат. для библ. рассказа о С.М. и то, что в нем совершенно отсутствует тема спора между собой нескольких богов, распростр. в мифах других древних народов. Отзвуки мифов, как, напр., обозначение "бездны", первобытного океана (Genesis 1:2) словом техом, к-рое лингвистически напоминает о вавил. драконе хаоса Тиамате, относятся лишь к форме, по содержанию же они совершенно не мифологичны. Это особенно явно следует из того, что звезды, созд. в четвертый день С.М., названы не божествами, а подчеркнуто прагматически - "светилами", т.е. подчиненными Творцу созданиями. Так единый Бог свидет-вует о Себе как о Том, Кто Своим словом постепенно вызывает Свое творение из небытия, как об абсолютно отдел. от всего творения Создателе, тем не менее начинающем с этого творения историю мира. -> Человек с одной стороны, как цель творения, приравнен к прочим созданиям (он сотворен вместе со зверями полевыми, см. Ecclesiastes 3:19; Ionae 3:7), с другой - как собеседник и довер. лицо Бога - в своем богоподобии он особо облагорожен и выделен (Psalmorum 8). И свое предназначение человек находит не в природной сфере, а именно в связи с Творцом;
2) ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА БИБЛИИ развивают, дополняют и подтверждают сообщение о С.М.: а) в ВЗ особо подчеркивается способность Бога Своим словом вызывать из небытия: "Ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось" (Psalmorum 32:9; а также Iob 38:11; Psalmorum 32:6; Psalmorum 148:5; Isaiae 41:4; Isaiae 44:27; Isaiae 45:12; Isaiae 48:13; Amos 9:6). Своим словом Бог властен не только дать, но и отнять жизнь (Deuteronomii 32:39; Iob 34:14; Psalmorum 101:27; Psalmorum 103:29). Со Своими созданиями Он может делать "все, что хочет" (Psalmorum 134:6), как горшечник с глиной (Ieremiae 18:1-6; ср. Isaiae 29:16; Isaiae 45:9). И постоянно продолжающееся рождение нового внутри сотвор. мира - это продолжение Его созидающих деяний, вызывающих из небытия в бытие (Exodus 4:11; Nehemiae 9:6; Psalmorum 103:27-30; Ieremiae 1:5; Isaiae 44:2; Malachiae 2:10); б) НЗ признает свидет-во ВЗ о С.М. Частое употребление выражений "от начала мира", "в начале создания" или "от создания мира", "от начала творения", "прежде основания мира" и др. (Matthaeum 13:35; Matthaeum 25:34; Marcum 10:6; Marcum 13:19; Lucam 11:50; Ioannem 17:24; Ephesios 1:4; 2 Petri 3:4; Hebraeos 1:10) показывает, что НЗ рассматривает С.М. как подготовку к главному действию Бога в истории, Его спасит. деянию. Он, Своим словом вызывающий к бытию несуществующее (Romanos 4:17; 2 Corinthios 4:6) и сотворивший "все" (Actus 4:24; Actus 14:15; Actus 17:24; Ephesios 3:9; Colossenses 1:16; Apocalipsys 4:11; Apocalipsys 10:6), есть первопричина и цель всего (Romanos 11:36; 1 Corinthios 15:27), Он достоин вечной славы и восхваления (Apocalipsys 4:11). Но НЗ не просто подтверждает сказанное в ВЗ, а идет дальше, свидет-вуя об участии в процессе С.М. Иисуса Христа. Завуалированно об этом говорит и ВЗ, упоминая о существовании персонифицир. "мудрости" как "художницы", родившейся еще до начала мира и участвовавшей в его создании (Proverbiorum 8:22-31). В НЗ эта вуаль сбрасывается: Словом, ставшим плотью (Ioannem 1:14), "все начало быть" (Ioannem 1:3; 1 Corinthios 8:6); "все Им стоит" (Colossenses 1:17); через Него и "веки сотворены" (Hebraeos 1:2). Однако все создано не только "через Него", но также и "для Него" (Colossenses 1:16). Это подробнее характеризует деяния Бога в С.М. и в истории, раскрывая их как деяния во спасение, последнее из к-рых совершено в Иисусе Христе.
Б. ОБРЕЧЕННОСТЬ СОТВОРЕННОГО МИРА
Диссонансом в гармонию мироздания Божьего, к-рое после сотворения было "хорошо" (Genesis 1), ворвался грех. Человек, одар. дыханием Божьим, ставший образом и подобием Бога и предназнач. быть Его представителем в сотвор. мире, вступил в общение с богопротивной силой. Грехопадение Адама, навлекшее проклятие вины и смерти на все представляемое им человечество, увлекло к погибели и все творение (Genesis 3:17; Romanos 5:12), и ныне "вся тварь совокупно" стенает об искуплении (Romanos 8:19). Весь мир подчинился влиянию и власти сатаны, "бога", "князя" этого мира (Matthaeum 4:8; Ioannem 12:31; Ioannem 16:11; 2 Corinthios 4:4; Ephesios 2:2). Сотвор. мир, вступающий в радикальное противоречие с Божьим миром (Hebraeos 9:11), покорился суете (Romanos 8:20); человечество оказалось заключ. в непослушание и в неверие (Romanos 11:32). Хотя Бог и в этом гибельном мире "не перестал свидетельствовать о Себе" (Actus 14:17) - и это лишает человека всякого извинения, - но сердце человеч., омрач. непослушанием, извращает Божье творение (Romanos 1:19).
В. ТВОРЕНИЕ НОВОГО МИРА
В Isaiae 11:6; Isaiae 65:25 обещано исчезновение взаимной враждебности, свойств. падшему творению. Осуществление этого обетования связывается с явлением "отрасли от корня Иессеева" (Isaiae 11:1). У Бога есть замысел обновления падшего мира (см. Ephesios 1:10; Colossenses 1:28), основ. на Его любви: "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Romanos 11:32). То, что Он планировал с начала мира, но хранил в тайне, то "ныне", когда пришло время, Он осуществил в Христе и позволил возвестить всему миру (Romanos 14:25; Galatas 4:4; Ephesios 1:9; Colossenses 1:26; 2 Timotheum 1:10). Одноврем. с искупит. подвигом Христа, Который является "началом [нового] создания Божия" (Colossenses 1:18; Apocalipsys 3:14), сатана утрачивает свое право обвинять учеников Иисуса пред Богом (Lucam 10:18; Ioannem 12:31), а также и свое абсолютное господство над этим миром: тот, кто через возрождение стал человеком "во Христе", является уже "новой тварью" (2 Corinthios 5:17; Galatas 6:15; ср. также Ioannem 1:13; Ephesios 4:24; Colossenses 3:10), "творением, созд. во Христе Иисусе на добрые дела" (Ephesios 2:10), в то время как до этого он был заключен в "плоть", т.е. в сотвор. мир, находящийся под властью сатаны и обреч. Господом на уничтожение. Через преображение в образ Иисуса "от славы в славу" (2 Corinthios 3:18) верующий восстанавливает стертое подобие образу Бога (Romanos 8:29; 1 Corinthios 15:49; Colossenses 3:10; Ephesios 4:24). Возрожденному ясно открывается, что этот мир является падшим, неискупленным миром, но не "в себе самом", а из-за своих тесных отношений с богопротивными силами (Romanos 14:14; ср. Marcum 7:14; 1 Corinthios 10:26; а также Colossenses 2:20; Titum 1:15). "Всякое творение Божие хорошо и ... непредосудительно", если принимается верующим с благодарностью, потому что оно освящается словом Божьим и молитвой (1 Timotheum 4:3-5). Новое творение, проявляющееся в -> возрождении отдельных верующих внутри этого обреч. на погибель мира, указывает в конечном итоге на то, что и весь сотвор. мир познает "возрождение" (Matthaeum 19:28). Небо и земля, о к-рых говорится в Genesis 1:1, перестанут существовать (Marcum 13:31) и сменятся "новым небом" и "новой землей" (2 Petri 3:13; Apocalipsys 21:1), "на которых обитает правда". Это новое творение будет окончат. откровением Христа, приносящим освобождение всему стенающему творению (Romanos 8:21).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).