Справедливость, праведность, правда (в значении 'справедливость')
I. ПОНЯТИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
А. БОЖЬЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
1) в библ. понимании справедливыми считались поступки человека, действующего в соотв. с его обязат-вами перед Богом и людьми. Г. фон Рад передает значение слова "справедливость" (цедака) как "верность общине". Божья С. проявляется прежде всего в Его отношении к Израилю, в Его завете с ним. Признавая Божью С. (Пс 21:32; Пс 35:7; Пс 70:19.24; Пс 88:15 и т.д.), Израиль признает тем самым, что Бог всегда был верен Своим обетованиям. Поэтому Он называется "праведным Господом" (2 Пар 12:6; Пс 144:17; Втор 32:4; Езд 9:15; -> Вера);
2) Божья С. проявляется в трех аспектах. Во-первых, праведный Бог дарует людям законность права. Это право лежит в основе всего завета - Закона, к-рому Израиль обязан следовать. Во-вторых, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве во внутр. жизнь избранного народа, к-рое необходимо для исполнения данных Им обетований и для свершения дела спасения (Ис 41:10). Поэтому для ветхозаветных праведников Бог - это оплот и порука их спасения (Пс 70:2.15.19.24). В Своей С. Господь противостоит нечестивцам; совершая наказание, Он способствует обращению грешников (Иов 34:10-12; Пс 95:13; Ис 59:17). В-третьих, Божья С. проявляется в Его вмешат-ве в историю евр. народа: Израиль постоянно ощущал Божью помощь в борьбе против внешнего врага. Именно на нее в трудные времена возлагали надежду праведники, и именно благодаря этой помощи Израиль выходил победителем из самых сложных ситуаций (см. 4 Цар 6:8). Пророчества Исаии полны искренней надежды на Божью помощь, к-рая выведет праведников из тьмы и принесет им спасение (Ис 51:5; Ис 56:1);
3) Божья С. может быть также названа Божьей верностью (Завету), Его правдой, милостью и любовью. Божий промысел направлен на спасение Его народа, и Господь вершит это спасение судом и милостью, в любви и гневе, исцеляя и поражая. Осуществляя Свою С., Господь наказывает и милует, спасает и разоряет.
Б. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРАВЕДНОСТЬ
Праведность (справедливость) человека заключается в том, чтобы поступать в соотв. с Божьими заповедями (Втор 6:25). Свою праведность человек являет в исполнении Божьей воли (Закона). Конечно, "праведность" во многом зависит от Божьей воли; о том, как мало она связана с нормативными актами поведения, свидет-вует своеобразный парадокс, когда, с одной стороны, говорится, что для Бога "нет ни одного делающего добро", "нет человека праведного на земле" (Пс 13:1-3; Пс 142:2; Екк 7:20), а с другой, - что нек-рые люди все же являются праведниками, живущими по Божьему Закону (Пс 36:30). О том, что праведность - это не чисто правовое понятие, говорит и то обстоят-во, что Иов, осознавая и не отрицая свою греховность (Иов 9:2; Иов 14:4), не только ожидает от Бога признания своей праведности пред Его лицом (Иов 13:18; Иов 16:20; Иов 17:8), но и обретает это признание (Иов 42:7). Праведность благочестивого человека заключается не в его нравств. совершенстве, а в его отношении к Богу, в его богобоязненном поведении и в уповании на Бога (Пс 32:5; Пс 35:11; Пс 102:17; Пс 111:1). Праведность человека выражается в его готовности к смирению; но т.к. на его пути постоянно встает грех, он часто нуждается в повторном обретении праведности, что возможно только через -> прощение. Признавая свою вину и совершая покаяние, человек вновь встает на праведный путь (Пс 50:4-14). Праведник полагается на Божий промысел и тем самым, несмотря на совершённый грех, находит оправдание в Божьей С. (Пс 102:6; Пс 124:3; Пс 128:4). -> Оправдание.
В. ПРАВЕДНОСТЬ И САМОПОЗНАНИЕ
Знаменательна встречающаяся в нек-рых местах ВЗ самооценка праведников (Иов 27:6; Пс 17:21.24). "Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне" (Пс 7:9). Подобная оценка человеком собств. праведности основывается на искреннем стремлении к совершенному послушанию Богу и к исполнению Божьего Закона. Нек-рые пророки выступают против переоценки человеком собств. праведности. Любые человеч. усилия они считают тщетными, а человеч. праведность несовершенной (Ис 64:5; Дан 9:18); они осознают, что только в Господе будет оправдан весь род Израиля (Ис 45:24).
Г. СПРАВЕДЛИВОСТЬ КАК ЗАЛОГ СПАСЕНИЯ
Чем явственнее осознавали пророки, и особенно Исаия, несовершенство человеч. праведности и грех Израиля (Ис 43:26; Ис 48:1; Ис 53:11; Ис 57:12; Ис 58:2; Ис 59:4 и др.), тем отчетливее они понимали, что дарованный Божьей милостью завет Бога с Его народом является плодом Божьей С. Именно на Его С. следует возлагать все надежды (Ис 45:8.23). Оправдан будет тот, за кого вступится Бог, и поэтому пророки уповают на Божью С., спасающую от всех невзгод и восстанавливающую праведность Израиля (Ис 40:1; Ис 51:17; Ис 54:7; Ис 60:17; Ис 61:1). Божья С. является главным условием спасения. Позднее эта мысль получила свое развитие в посланиях ап. Павла, в к-рых дается новое понимание праведности человека перед лицом Бога.
II. ПОНЯТИЕ ПРАВЕДНОСТИ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
А. В КНИГАХ, НЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ АП. ПАВЛУ
В книгах НЗ, не принадлежащих перу ап. Павла, слово "праведность" встречается в общей сложности 34 раза (в посланиях Павла - 55 раз). Представления о праведности здесь близки ветхозаветному пониманию. Праведность - это согласное Божьей воле благочестивое поведение и заповеданная Богом жизнь в любви (1 Ин 3:7; Откр 22:11). Блажен тот, кто страдает за свою праведность, подобно древним пророкам и праведникам, преследовавшимся нечестивцами (Мф 5:10; 1 Петр 3:14); страдание "доставляет мирный плод праведности" тем, кто "научен через него" (Евр 12:11). "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф 6:33). Сила, питающая в человеке его праведность, заключена в его связи с Богом, поскольку "Он грехи наши вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды" (1 Петр 2:24). Тому, кто алчет и жаждет Божьей правды, обещано насыщение (Мф 5:6); преследуемым праведникам обещано утешение - "новое небо и новая земля, на которых обитает правда" (2 Петр 3:13); миру также обещано, что Свой суд над вселенной Бог будет вершить праведно (Деян 17:31).
Б. В ПОСЛАНИЯХ АП. ПАВЛА
1) праведность, основанная на вере. Праведность - это прежде всего жизнеопределяющая связь с Богом. О праведности человека нельзя судить только по его внешнему благочестию, к-рое есть не что иное, как формальное соблюдение Закона и напускное смирение. Представления человека о собств. праведности, к-рая всегда относительна, не позволяют ему глубоко воспринимать Божью С., и он неизбежно начинает пренебрегать ею. Эту опасность ясно видел Павел, фарисей, "в прежней жизни" неукоснительно следовавший предписаниям Закона (Флп 3:4) и воспринимавший праведность как заслуженную "безупречным" поведением Божью награду. Однако после того как на пути в Дамаск ему явился Иисус (Деян 9:1), Павел осознал, что "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим 8:8) и что праведным может быть только новый человек во Христе (Еф 4:24). Закон и следование ему не в силах оправдать человека. Закон не спасает от греха (Гал 3:19), а лишь открывает человеку, что такое грех (Рим 3:20). "Утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою", а не под Божьей правдой (Гал 3:10). "Христос сделался для нас ... праведностью" (1 Кор 1:30), потому что "не знавшего греха Он [Бог] соделал грехом вместо нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем" (2 Кор 5:21 - пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Праведность - это Божий дар в Иисусе Христе (Рим 5:17), а не вознаграждение за исполнение Закона. Благодаря тому что Христос взял на Себя наши грехи, мы ныне оправданы пред Богом, хотя все еще живем во плоти и, значит, - в мире греха. Эта праведность становится реальной через -> веру, и спасительная миссия Иисуса Христа в целом также должна восприниматься через веру. Поэтому Павел называет праведность человека пред Богом "праведностью от веры", "праведностью веры" (Рим 4:9.11.13; Рим 9:30; Рим 10:4.6; Гал 5:5 и т.д.). В вере человек оправдан пред Богом исключит. по милости Божьей, во имя Христа;
2) новая праведность и христ. этика. Ап. Павла еще при жизни упрекали в том, что в его учении о человеч. праведности отсутствует нравств. элемент: "И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых" (Рим 3:8; ср. Рим 6:1). Эти упреки несправедливы. Для Павла нравств. элемент заключается не в Законе. В основе нравственности лежит вера. Если мы через веру в Христа умерли для греха, как же нам тогда жить в нем (Рим 6:2)! Веровать во Христа, быть во Христе, проникаться Его Духом - все это означает лишь одно: желание быть угодным Господу (2 Кор 5:9). Павел убедительно призывает нас к праведности (Рим 6:13.16.18-20; Рим 9:30; 2 Кор 9:10; Еф 4:24 и т.д.). Но, в отличие от ветхозаветных авторов, апостол призывает людей к праведности не потому, что Бог верен Своему завету, а потому, что Он явил Свою С. в Иисусе Христе. Верующие должны принимать эту С. с благодарностью и не кичиться обретенной праведностью пред Богом.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||