Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Страдание, страдать

I. О ПРИРОДЕ СТРАДАНИЯ
В мире, к-рый Бог изначально создал "хорошим" (Gen 1:31), С. не было. Но вследствие греха человеч. жизнь подверглась Божьему суду и оказалась во власти смерти (Gen 2:17; Gen 3:19); человек утратил свободу и познал С. (Hébr 2:15). Поскольку в сотвор. мире человек был образом и подобием Божьим (Gen 1:1; Gen 2:1), его поступок обрек на С. и остальных земных тварей (Rom 8:18-23). С тех пор порядок, установленный на земле Богом, включает в себя бытие и небытие, жизнь и смерть (Gen 3:17-19). Они служат предзнаменованием грядущего Божьего Суда над всей вселенной. Т.о., С. - это результат безбожной жизни человека, разлада между Богом и созданным Им миром. По приговору Божьего суда мир смерти через С. проникает в нашу жизнь, причем более всего тогда, когда смерть противится зарождению новой жизни. В псалмах глубочайшее С. сравнивается со смертью (Ps 17:5; Ps 21:16; Ps 114:3.8). Человек не в силах самостоят. избавиться от этих уз; доступ в -> рай - мир, в к-ром нет С. и смерти, - для него закрыт (Gen 3:24). Человек рассматривается в Библии прежде всего как существо глубоко страдающее и - сознат. или нет, - стремящееся к избавлению.
II. О ХАРАКТЕРЕ СТРАДАНИЙ
1) С. подвержено все существо человека - тело (напр., через болезни, гонения, тюремное заключение), душа (напр., в связи с утратой близких людей) и дух (напр., в поисках ответов на вопросы о смысле жизни и о Божьей справедливости). -> Иов, прототип страждущего человека, испытал самые разнообразные формы С. Среди библ. страдальцев можно вспомнить также Давида (потерявшего нескольких сыновей), автора 72-го псалма, Екклесиаста, ап. Павла (2Cor 11:23-29) и мучеников за Слово Божье, о к-рых говорится в книге Откровение (Apoc 6:9-11; Apoc 17:6);
2) о характере С. можно отчасти судить по употребляемым для их обозначения греч. словам. Здесь встречаются преимущ. два понятия: "бессилие", "слабость" [греч. астенея] и "претерпевание" [греч. патема]. И то и другое говорит об одном и том же: человек немощен, не имеет сил сопротивляться, поэтому ему приходится испытывать на себе действие чуждой ему силы, к-рая отягощает его жизнь. Осознав, что он не властен над собой, человек должен решить, как ему жить дальше. Он может либо обвинить во всем Бога и отвернуться от Него, тем самым отдавая себя во власть зла (Apoc 16:9), либо признать, что С. посланы ему Богом (Ps 38:12; Ps 93:12; Hébr 12:6), что они дают ему возможность полностью довериться Богу в надежде получить от Него помощь (2Cor 12:7; Ps 37; Ps 65:10-12). И тогда С. принесут ему спасение: "Страдающий плотию перестает грешить" (1Pi 4:1);
3) виновником С. и смерти, как о том говорится в Книге Иова, является -> сатана (Job 2:4; ср. также 2Cor 12:7; 1Pi 5:8.9). Бог допускает его разрушит. деяния в качестве наказания людям за грех (Jér 21:5), в качестве воспитат. меры, призванной отучить от греха (Hébr 12:5-11), а также для очищения (Is 48:10) и сохранения от греха (2Cor 12:7; ср. также 1Pi 4:1). Именно в Книге Иова раскрывается таинств. смысл изгнания человека из рая в мир С. и смерти, дабы он "не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" (Gen 3:22); Бог производит над человеком Свой суд; через С. и смерть Он заставляет его осознать последствия отпадения; существует, однако, и возможность преодоления разрыва с Богом.
III. О ПРЕОДОЛЕНИИ СТРАДАНИЙ
1) вся сила С. была обрушена на Иисуса Христа, Сына Божьего. Его пришествие во плоти (Jn 1:14) для спасения человечества (Lc 4:17-21) было шагом в пучину С. (Hébr 12:2.3). Свой путь страданий Он принимал как Божье предначертание (Mt 16:21 и др.); в Своей жизни Он был подобен людям, наказуемым Богом (Hébr 2:14-18). Он смиренно отдал Себя во власть Отца (Phil 2:8; Hébr 5:7.8) и, будучи безгрешным, стал сострадательным братом для всего человечества (Hébr 4:14.15). Но все это произошло по Божьей воле; предсказанному о Христе надлежало исполниться (Lc 24:44). Значение Его подвига раскрывается в Is 52:13 - Is 53:12: "Наказание мира нашего было на Нем". Т.о., Бог, обрекая Иисуса на С. и смерть (2Cor 5:21), в Его лице вершит Свой суд над всеми людьми. Но эта смерть и последовавшее за ней воскресение разрушили власть дьявола и смерти (Hébr 2:14.15; 2Tim 1:10). Исцеление от болезней, очищение от греха и избавление от С. и смерти - все это плоды Его победы над "князем мира сего", "имеющим державу смерти" (Jn 12:31; Hébr 2:14; Apoc 7:13). Кто Сам есть "воскресение и жизнь" (Jn 11:25), Тот не останется в узах смерти (Act 2:24). Кто верует в Него, тот причастен к победе над грехом, С. и смертью (Rom 6:3-11);
2) раны умершего на кресте и воскресшего Иисуса превращают общение с Ним в "участие в страданиях Его", принятых Им за грехи мира (Phil 3:10). Пока существует сей мир С. и смерти, это правило будет относиться как к отдельному человеку, так и к Церкви, Телу Христову (Col 1:24). Существующие в этом мире С. учат смирению и ведут к очищению, благодаря к-рому укрепляется вера (2Cor 1:8.9; 2Cor 4:7-12). Участие в С. Христа вознаграждается причастностью к Его воскресению (Phil 3:10.11). Бог требует от страждущих со Христом терпения [греч. гюпомоне]. В качестве образца терпения Церкви предлагается благочестивый страдалец Иoв (Jacq 5:11). В человеч. немощи совершается Божья сила (2Cor 12:9). Терпение и вера помогают осознать, что все сегодняшние С. не могут сравниться со славой, к-рая уготована Церкви Божьей в будущем (Rom 8:18);
3) даже если значение победы, одержанной Христом над смертью, до сих пор не открылось в этом мире С. и смерти (2Cor 5:7), Церковь познаёт это через Божье откровение, говорящее, что однажды небо и земля обновятся во Христе и что не будет больше "ни плача, ни вопля, ни болезни" (Apoc 21:4; ср. также Is 35:1; Is 25:8).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).