Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Свидетель, свидетельствовать, свидетельство

I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) понятие "свидетель" в ВЗ относится к правовой сфере и обозначает человека, дающего показания в ходе судебного разбират-ва как в пользу защиты, так и в пользу обвинения; последнее, однако, встречается чаще (Numeri 5:13; Numeri 35:30). Кр. того, упоминаются С. договора (Ieremiae 32:10), которым не обязательно был человек: в этой роли мог выступить и к.-л. предмет, "присутствовавший" при заключении договора и служивший символич. напоминанием о происшедшем (Genesis 31:48; Iosue 24:27; Ruth 4:7; Isaiae 19:20). От человека, выступавшего в качестве С., требовалась абсолютная правдивость (Exodus 20:16; Deuteronomii 5:20), поскольку приговор судьи полностью основывался на его показаниях (института обвинителей и защитников не существовало). Для вынесении смертного приговора требовались совпадающие показания двух или трех С. (Deuteronomii 17:6), причем ответ-сть С. повышалась тем обстоят-вом, что, напр., при побивании камнями именно они должны были первыми бросить камни (Deuteronomii 17:7). Если было доказано, что С. дал ложные показания, его постигало наказание, к-рое предусматривалось для оговор. им человека (Deuteronomii 19:16);
2) сформиров. в повседневной практике образ С. был затем перенесен на Бога. Поскольку Господь праведен, то там, где правомерность к.-л. дела или высказывания должна была быть установлена с особой тщательностью, Его призывают как правдивого С. (Genesis 31:50; Iudicum 11:10; Psalmorum 88:38), при этом призывающий в С. Бога предает себя на Его суд: в благословение себе, если он действительно прав, или в проклятие себе, если выдаваемое за правду оказывается ложью. Кр. того, Бог изображается как С., Который Сам выступает за или против к.-л. (Ruth 1:21) или через Своих пророков повелевает свидет-вовать за или против к.-л. (2 Regum 17:13). Слово Божье есть свидет-во, что означает: сказанное Им всегда истинно, т.е. соответствует действит. положению вещей, фактам. Поскольку человек живет всяким словом, исходящим из уст Господа (Deuteronomii 8:3), - или не живет, если не слушает это слово, то понятие "свидетельство" больше, чем другие понятия, соответствует ответственности, заключ. в Его слове и проповеди: это свидет-во к жизни, дарующей оправдание перед Богом, или свидет-во к осуждению. Человек либо принимает правду Божью, либо терпит крушение, отвергая ее. Понятие "С." не распространяется на проповедников слова Божьего. Только Бог есть С., чье свид-во имеет решающее значение в суде над грехом. Даже пророки, благовествующие о свидет-ве Божьем, нигде в ВЗ не называются С., это свидет-во - исключит. свидет-во Бога о Самом Себе, а не свидет-во человека о Боге. Исключением является только Израиль (Isaiae 43:9-13; Isaiae 44:7-11). На великом суде Господа над народами Израиль должен свидет-вовать о Боге и доказать Его превосходство над "богами" на примере собственной истории.
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в книгах НЗ также говорится о С. перед судом (Matthaeum 26:65; Marcum 14:63; Actus 6:13), причем принципы ветхозаветного -> правосудия полностью сохраняются (ср. Matthaeum 18:16; 2 Corinthios 13:1; 1 Timotheum 5:19). Но в НЗ о С. говорится также и в религ. смысле. Еще из ВЗ известно призывание в С. Бога для подтверждения правдивости своих слов или справедливости своих поступков (ср. Romanos 1:9; Philippenses 1:8; 1 Thessalonicenses 2:5); это может обернуться призыванием на себя проклятий в том случае, если дела или слова окажутся ложными (2 Corinthios 1:23);
2) новым в НЗ является то, что С. фактов становятся и С. истины, т.е. они, подтверждая фактич. сторону события, тем самым свидет-вуют и о его значении как об откровении Божьем. Воскресший Спаситель открывает ученикам понимание Писаний и говорит: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима; вы же свидетели сему" (Lucam 24:46-48). То, что надлежит засвидет-вовать здесь, представляет собой историч. факты, но эти факты имеют и собств. значение, к-рое должно быть возвещено и принято в вере. Свидет-во о фактах и свидет-во об истине совпадают. Однако вначале следует засвидет-вовать факты, поэтому Иисус превращает Своих -> учеников в С. (Ioannem 15:27; Actus 1:22; Actus 13:31), к-рые, являясь истинными С. юридич. смысле, становятся особыми С. Иисуса благодаря тому, что, свидет-вуя о фактах, добавляют к этому свидет-во веры (ср. Actus 2:22-24; Actus 4:10; 1 Ioannis 1:1-3; 1 Ioannis 4:14). Особенно свидет-во веры проявляется в словах и делах Павла, ставшего С. того, что он видел и слышал на пути в Дамаск (Actus 22:14) и позднее (Actus 26:16). Из этого следует, что истинное свидет-во о Христе, даже если оно исходит из историч. фактов (ср. Actus 26:26), возможно только через свидет-во Господа, "ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества" (Apocalipsys 19:10; ср. Ioannem 15:26; 1 Ioannis 5:6). Как Бог свидет-вовал о Себе в Иисусе (ст. 9), так Иисус в словах и делах свидет-вовал об Отце (Ioannem 1:18; Ioannem 3:11.32; Ioannem 5:36; Ioannem 10:25), Который был в Нем (Ioannem 14:10). Основанием же всякого христ. свидет-ва является то, что Бог даровал верующему вечную жизнь и что в нем обитает Сын Божий (1 Ioannis 5:9-12): "Христос в вас, упование славы" (Colossenses 1:27);
3) свидет-во в новозаветном значении не может ограничиваться лишь сообщением о фактах или передачей услыш. и прочит. Свидет-вовать следует только о жизн. реальности, к-рая может включать в себя даже смерть С. как последнее подтверждение истинности его свидет-ва (ср. Actus 22:20; Apocalipsys 2:13; Apocalipsys 17:6). И в этом раб не выше своего Господа (Matthaeum 10:24; Ioannem 15:20; ср. Marcum 10:39; 1 Ioannis 5:6), верного и истинного С. (Apocalipsys 1:5; Apocalipsys 3:14).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).