Свидетель, свидетельствовать, свидетельство
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
1) понятие "свидетель" в ВЗ относится к правовой сфере и обозначает человека, дающего показания в ходе судебного разбират-ва как в пользу защиты, так и в пользу обвинения; последнее, однако, встречается чаще (Nb 5:13; Nb 35:30). Кр. того, упоминаются С. договора (Jr 32:10), которым не обязательно был человек: в этой роли мог выступить и к.-л. предмет, "присутствовавший" при заключении договора и служивший символич. напоминанием о происшедшем (Gn 31:48; Jos 24:27; Rt 4:7; Is 19:20). От человека, выступавшего в качестве С., требовалась абсолютная правдивость (Ex 20:16; Dt 5:20), поскольку приговор судьи полностью основывался на его показаниях (института обвинителей и защитников не существовало). Для вынесении смертного приговора требовались совпадающие показания двух или трех С. (Dt 17:6), причем ответ-сть С. повышалась тем обстоят-вом, что, напр., при побивании камнями именно они должны были первыми бросить камни (Dt 17:7). Если было доказано, что С. дал ложные показания, его постигало наказание, к-рое предусматривалось для оговор. им человека (Dt 19:16);
2) сформиров. в повседневной практике образ С. был затем перенесен на Бога. Поскольку Господь праведен, то там, где правомерность к.-л. дела или высказывания должна была быть установлена с особой тщательностью, Его призывают как правдивого С. (Gn 31:50; Jg 11:10; Ps 88:38), при этом призывающий в С. Бога предает себя на Его суд: в благословение себе, если он действительно прав, или в проклятие себе, если выдаваемое за правду оказывается ложью. Кр. того, Бог изображается как С., Который Сам выступает за или против к.-л. (Rt 1:21) или через Своих пророков повелевает свидет-вовать за или против к.-л. (2R 17:13). Слово Божье есть свидет-во, что означает: сказанное Им всегда истинно, т.е. соответствует действит. положению вещей, фактам. Поскольку человек живет всяким словом, исходящим из уст Господа (Dt 8:3), - или не живет, если не слушает это слово, то понятие "свидетельство" больше, чем другие понятия, соответствует ответственности, заключ. в Его слове и проповеди: это свидет-во к жизни, дарующей оправдание перед Богом, или свидет-во к осуждению. Человек либо принимает правду Божью, либо терпит крушение, отвергая ее. Понятие "С." не распространяется на проповедников слова Божьего. Только Бог есть С., чье свид-во имеет решающее значение в суде над грехом. Даже пророки, благовествующие о свидет-ве Божьем, нигде в ВЗ не называются С., это свидет-во - исключит. свидет-во Бога о Самом Себе, а не свидет-во человека о Боге. Исключением является только Израиль (Is 43:9-13; Is 44:7-11). На великом суде Господа над народами Израиль должен свидет-вовать о Боге и доказать Его превосходство над "богами" на примере собственной истории.
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ
1) в книгах НЗ также говорится о С. перед судом (Mt 26:65; Mc 14:63; Ac 6:13), причем принципы ветхозаветного -> правосудия полностью сохраняются (ср. Mt 18:16; 2Co 13:1; 1Tm 5:19). Но в НЗ о С. говорится также и в религ. смысле. Еще из ВЗ известно призывание в С. Бога для подтверждения правдивости своих слов или справедливости своих поступков (ср. Rm 1:9; Ph 1:8; 1Th 2:5); это может обернуться призыванием на себя проклятий в том случае, если дела или слова окажутся ложными (2Co 1:23);
2) новым в НЗ является то, что С. фактов становятся и С. истины, т.е. они, подтверждая фактич. сторону события, тем самым свидет-вуют и о его значении как об откровении Божьем. Воскресший Спаситель открывает ученикам понимание Писаний и говорит: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима; вы же свидетели сему" (Lc 24:46-48). То, что надлежит засвидет-вовать здесь, представляет собой историч. факты, но эти факты имеют и собств. значение, к-рое должно быть возвещено и принято в вере. Свидет-во о фактах и свидет-во об истине совпадают. Однако вначале следует засвидет-вовать факты, поэтому Иисус превращает Своих -> учеников в С. (Jn 15:27; Ac 1:22; Ac 13:31), к-рые, являясь истинными С. юридич. смысле, становятся особыми С. Иисуса благодаря тому, что, свидет-вуя о фактах, добавляют к этому свидет-во веры (ср. Ac 2:22-24; Ac 4:10; 1Jn 1:1-3; 1Jn 4:14). Особенно свидет-во веры проявляется в словах и делах Павла, ставшего С. того, что он видел и слышал на пути в Дамаск (Ac 22:14) и позднее (Ac 26:16). Из этого следует, что истинное свидет-во о Христе, даже если оно исходит из историч. фактов (ср. Ac 26:26), возможно только через свидет-во Господа, "ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества" (Ap 19:10; ср. Jn 15:26; 1Jn 5:6). Как Бог свидет-вовал о Себе в Иисусе (ст. 9), так Иисус в словах и делах свидет-вовал об Отце (Jn 1:18; Jn 3:11.32; Jn 5:36; Jn 10:25), Который был в Нем (Jn 14:10). Основанием же всякого христ. свидет-ва является то, что Бог даровал верующему вечную жизнь и что в нем обитает Сын Божий (1Jn 5:9-12): "Христос в вас, упование славы" (Col 1:27);
3) свидет-во в новозаветном значении не может ограничиваться лишь сообщением о фактах или передачей услыш. и прочит. Свидет-вовать следует только о жизн. реальности, к-рая может включать в себя даже смерть С. как последнее подтверждение истинности его свидет-ва (ср. Ac 22:20; Ap 2:13; Ap 17:6). И в этом раб не выше своего Господа (Mt 10:24; Jn 15:20; ср. Mc 10:39; 1Jn 5:6), верного и истинного С. (Ap 1:5; Ap 3:14).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||