Терпение, терпеливый
I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
В греч. тексте понятие "терпение" передается разными словами: макротюмиа означает Божье великодушие и долготерпение, анохе - упорство людей в следовании за Богом, их стойкость в перенесении бед [греч. гюпомоне].
II. БОЖИЕ ТЕРПЕНИЕ
1) Божие отношение к людям определяется Т. Еще в ВЗ говорится, что Бог "медлен на гнев". Божье долготерпение (Ex 34:6; Nb 14:18; Ne 9:17; Ps 102:8; Ps 144:8; Jl 2:13; Na 1:3 и др.) в полной мере осмысливается лишь в НЗ (Rm 2:4; 2P 3:9). Господь терпелив (Mt 18:25), Он "с великим долготерпением щадил сосуды гнева... дабы вместе явить богаство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе" (Rm 9:22.23);
2) своей вершины Божье Т. достигает в Иисусе Христе (1Tm 1:16). Т. Бога объясняется Его желанием спасти всех людей (1Tm 2:4; 2P 3:9). Но и оно имеет свой предел - "день ... праведного суда от Бога" (Rm 2:5; 2P 3:9). Время, остающееся до того момента, когда на людей обрушится Божий гнев (Ep 5:6; Ap 6:16), нельзя назвать временем "промедления" Господа с исполнением обетований (2P 3:9.15), оно является временем милости и долготерпения. Если человек не принимает Божьего правосудия, предоставленного даже тем, кто жил до прихода Иисуса Христа (1P 3:20), то он "сам себе собирает гнев на день гнева" (Rm 2:5; Col 3:6; 2P 3:10), ибо Божье Т. заканчивается.
В НЗ верующим приходится проявлять Т., укрепляться во всяком Т. и великодушии (Col 1:11), в кротости и долготерпении (Col 3:12). Церковь Христова, подобно своему Господу (Mt 10:24), страдает от гонителей и противников. Это подтверждается четко просматриваемой в НЗ связью Т. со скорбью (Rm 5:3), искушением (Jc 1:2-4), страданиями (2Co 1:6), нуждами, бедствиями (2Co 6:4), гонениями (2Th 1:4). Т. необходимо для совершенствования Церкви (2Th 1:5; ср. Ph 1:28), для свидет-ва Христова в этом мире (2Co 6:4; Ph 1:29). Призванная к Т. (1Tm 6:11; 2Tm 3:10; Jc 1:4), Церковь взирает на Того, Кто Сам выдержал все страдания и гонения, Кто терпел на кресте, на "Бога терпения и утешения" (Rm 15:5). Это Т. - не безвольное подчинение обстоят-вам, а соучастие в осуществлении Божьей воли и деятельное ожидание победы Господа, все преодолевающего и дающего силу преодоления Своим чадам (Rm 8:37). Т. - это плод веры (Jc 1:3), это дар Господа, как говорит Его Слово (Rm 15:4; Ap 3:10). Через Т. возрастают радость христианина, его надежда и опыт (Rm 5:4; Rm 15:4; Col 1:11). Верность и Т. - это залог грядущего спасения, обретения венца жизни (Lc 21:19; He 10:36; Ap 2:10).
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||