Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Ваал
[евр. и арам. Баал].
I. БОЖЕСТВО
1) божество, почитавшееся в Палестине и Сирии в качестве В. (букв. "владыка", "хозяин") определ. местностей и животных, обитающее в свящ. деревьях, горах и источниках. Крестьяне верили, что от него зависят урожай и прирост скота (Jdg 6:25; Ki1 16:31; Ki1 18:26). Впервые имя семит. бога плодородия В. встречается в Египте во времена господства гиксосов, но и позже он почитался там в качестве божества. Возм., что в клинописных табличках из архива Телль-Амарны В. отождествляется с сир. богом бури, грома и молнии Ададом, или Хадду. В Сирии имя В. принадлежало другому божеству, "хозяину небес" (Баал-Шамем), к-рое, в свою очередь, было связано с вавил. богом Бел-Мардуком и почиталось в образе быка. При раскопках холма Рас-Шамра рядом с храмом Дагона, считавшегося, как и Эль (ср. -> Ашера), отцом В., был найден храм В., а также небольшие скульптурные изображения этого божества; на найденных там же клинописных дощечках часто встречается его имя. Женой В. являлась богиня Анат (часто она же - Астарта, или Ашера). О сильном влиянии культа В. в Ханаане свидет-вуют названия многих местностей (напр., Ваал-Фегор) и имена собственные, образованные от имени Баал (Ваалоф, Иероваал); даже Бог (Яхве) называется В. (см. Веалия = Яхве есть Ваал, Ch1 12:5);
2) на высотах Моава В. поклонялись еще во времена Валаама и Валака (Num 22:41). В Палестине жертвенники В. существовали во времена судей (Jdg 2:13; Jdg 6:28-32), а после того как дочь тирского царя Ефваала Иезавель была выдана замуж за израил. царя Ахава, почитание сир.-финик. божества В. распространилось по всей стране. Противостояние истинного богослужения и идолопоклонства продолжалось вплоть до состязания пр. Илии со жрецами В. на горе Кармил (Ki1 18:17-40); в этом отрывке (Ki1 18:26) дается подробное описание служения В.: жрецы издавали громкие крики, скакали вокруг жертвенника, проливали собств. кровь в жертву В., призывали имя В. до полного изнеможения. В конце концов жрецы были убиты, и народ обратился к истинному Богу. Однако вскоре поклонение В. стало распространяться с новой силой. Это продолжалось до тех пор, пока Ииуй не истребил В. в Израиле (Ki2 10:18-28), однако в это же время в Иудее его культ находился под защитой Гофолии, дочери Иезавели и жены царя Иорама (Ch2 21:6; Ch2 22:3). После свержения Гофолии храм В. в Иерусалиме был разрушен, жертвенники и изображения его уничтожены, а верховный жрец В. Матфан убит (Ki2 11:18). Несмотря на это, поклонение В. возродилось как в Израиле (Hos 2:8), так и в Иудее. Царь Ахаз даже приказал отлить статуи В. (Ch2 28:2). После того как Езекия искоренил идолопоклонство, его сын Манассия снова обратился к В. (Ki2 21:3). Вслед за тем Иосия разрушил жертвенники и уничтожил статуи В. (Ki2 23:4). Лишь после -> плена (V) опасность возрождения культа В. была окончат. устранена. Пророки в своих книгах часто упоминают культ В. (Jer 19:4; Jer 23:13; Hos 2:8; Hos 13:1; Zep 1:4), к-рый рассматривается ими как почитание "срама" [евр. бошет] (ср. имя Ешбаал, упоминающееся в Ch1 8:33, и имя Иевосфей [евр. Иш-Бошет, "муж срама"] из Sa2 2:8; то же - с именем Мемфивосфей (Мефибошет). Почитание В. было связано с развратом и культовой проституцией (Ki1 14:24), с принесением родителями детей в жертву (Jer 19:5) и, наконец, с лобзанием идолов (Ki1 19:18; Hos 13:2). Часто имя В. упоминается вместе с Астартами (Jdg 2:13), а рядом с жертвенниками В. чаще всего находилось изображение Ашеры (Jdg 6:30 - в Синод. пер. - "дерево"; Ki1 16:32 - в Синод. пер. - "дубрава"). Скорее всего, в древности происходило смешение культа В. с почитанием Яхве. Согл. Hos 2:16, элементы культа В. проявлялись и в поклонении Яхве. Но, возм., такое заимствование было неосознанным, и, по словам пророка, это смешение должно прекратиться после того, как Бог возродит Израиль. -> Веалия -> Веелиада.
II. ИМЕНА ЛИЦ И НАЗВАНИЯ МЕСТНОСТЕЙ
1) рувимлянин, сын Иоиля, живший до падения Северного царства (Ch1 5:5);
2) вениамитянин, сын Иеила из Гаваона, праотец царя Саула (Ch1 8:30; Ch1 9:36);
3) город в уделе колена Симеона (Ch1 4:33), тождествен Ваалаф-Бееру;
4) [евр. Баала, "госпожа, владычица"], город, известный как -> Кириаф-Иарим (Jos 15:9; Sa2 6:2), располож. на границе между уделами колен Иуды, Вениамина и Дана;
5) [евр. Баала], гора (Jos 15:11) между Екроном и Иавнеилом.

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).