Вечеря Господня
была установлена в ночь, предшествующую смерти Иисуса. Согл. синоптич. Евангелиям, это произошло в канун празднования Пасхи, т.е. эта трапеза была пасхальной (Мф 26:18; Мк 14:12; Лк 22:7). Различие в датировке, к-рое якобы обнаруживает Ев. от Иоанна (Ин 13:1-30; ср. Ин 18:28), объясняется, вероятно, использованием древнего календаря. (О датировке -> Пасха, VI.) Ап. Павел говорит, что В. установлена Самим Господом (1 Кор 11:23), и поэтому называет ее "трапезой Господней" (1 Кор 10:21) или "Вечерей Господней" (1 Кор 11:20). Следует заметить, что греч. слово дейпнон не имеет значения вечернего времени суток, поэтому перевод "трапеза Господня" более уместен, особенно если принять во внимание, что Павел говорит и о "чаше Господней" (1 Кор 10:21; 1 Кор 11:27).
I. ПАСХА КАК ФОН
Праздничная трапеза Иисуса (состоявшаяся в канун праздника Пасхи), как и соотв. трапеза в древней Церкви, указывает на -> Пасху Израиля (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:1; 1 Кор 5:7), к-рая была установлена Богом перед исходом израильтян из Египта (Исх 12:3-24). Израил. праздник Пасхи создает фон для понимания В.Г.:
1) Пасха Израиля - когда народ ВЗ после длившегося 430 лет егип. рабства (Исх 12:40) отправлялся в путь через пустыню в землю обетованную, то в ночь перед исходом в каждом доме надлежало заколоть агнца, не имеющего порока. Кровью агнца нужно было окропить перекладину и косяки дверей. Испеченное на огне мясо агнца следовало есть с пресным хлебом и горькими травами. Когда в ночь исхода Бог поражал губительной язвой первенцев по всей земле егип., то, видя кровь на перекладинах дверей, Он проходил мимо этих домов;
2) Пасха новозаветного Божьего народа: "Пасха наша, Христос, заклан за нас", - пишет Павел (1 Кор 5:7). Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих НЗ. Христос - пасхальный Агнец НЗ, принесенный в жертву (согл. Ев. от Иоанна) на праздник Пасхи. В соотв. с Ин 19:30, можно предположить, что Иисус принял смерть на кресте в час, когда израильтяне заколали в храме пасхальных агнцев (-> Пасха, VI). Вместе со Своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь (Лев 17:11; 1 Петр 1:18). Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха (1 Ин 1:7) и спасает нас (Евр 9:13; Евр 13:12). Через эту жертв. смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу (Мф 27:51; Евр 10:19). Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе. -> Жертва.
II. СООТНЕСЕНИЕ СО СТРАНСТВОВАНИЕМ ПО ПУСТЫНЕ
В своем аллегорич. толковании Павел соотносит В.Г. с событиями, происходившими в период странствования израил. народа по пустыне (1 Кор 10:3). Он говорит о духовной пище и духовном питье "из духовного последующего камня", указывая, что этот камень олицетворяет Христа. Чем для ветхозаветного народа в пустыне была манна небесная, тем для нового Божьего народа является участие в В.Г. - живым источником силы, черпаемой в воспоминании о долготерпении и победе Господа. Здесь же содержится намек на то, что мы имеем дело с трапезой, созидающей единение верующих ("И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие"; ср. IV).
III. ТРАПЕЗА В ВОСПОМИНАНИЕ
В.Г. - это трапеза Церкви Христовой, творимая в воспоминание о смерти Иисуса. Как ветхозаветному Божьему народу было заповедано совершать Пасху в вечное воспоминание об исходе из Египта (Исх 12:24.42), так и новозаветная Церковь должна вечно вспоминать о смерти Господа: "Сие творите в Мое воспоминание!" (Лк 22:19). Несмотря на то что этих слов нет в первых по времени написания Евангелиях от Марка и от Матфея, Павел однозначно указывает в самом раннем из известных нам упоминаний о В.Г., что эти слова он воспринял от Самого Господа (1 Кор 11:23). Если бы Сам Иисус не заповедал Своим ученикам периодически повторять эту трапезу, то нельзя было бы объяснить, почему древняя Церковь с самого начала постоянно совершает В. как нечто само собой разумеющееся (Деян 2:42.46; Деян 20:7). Когда совершается В.Г., то в ходе трапезы верующие вспоминают о великом подвиге спасения, к-рый Бог совершил во Христе. Тем не менее жертва Иисуса остается единократным, раз и навсегда законченным событием: "Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" (Евр 9:28). Смерть Иисуса неповторима, но Церковь должна постоянно вспоминать о Его жертве, собираясь для трапезы Господней.
IV. ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЧАСТНОСТИ
Греч. слово койнониа в своем изнач. значении выражает понятие "общение, соучастие". В совместной трапезе церковная община переживает как свое приобщение к дарованному Богом прощению, так и единение верующих как членов тела Христова (1 Кор 10:16). Символом Церкви, как единого тела, является хлебный каравай. Возм., идея "один хлеб - одно тело" и была исходной точкой для образа Церкви как тела Христова, используя к-рый Павел наглядно показывает единство христиан (1 Кор 12:12). Принимая Св. Духа, мы становимся членами тела Христова и наследуем нерасторжимое единство с нашим Главой в Его жизни и в принесенной Им жертве. "Единство означает собираться вместе через каждые несколько дней и совершать трапезу" (Карл Хайм).
V. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРОЩЕНИЯ
Павел говорит: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор 11:26) и "Сие есть Тело Мое, за вас ломимое" (1 Кор 11:24). Центр. место в этом возвещении занимает крест Христа. Иисус был предан смерти как разбойник - и это за нас! "Сия чаша есть новый завет в Моей Крови" (1 Кор 11:25). Т.о., В.Г. является и провозглашением НЗ, заключ. Богом с людьми на Голгофе, и в то же время благовествованием об искупит. смерти Иисуса. Когда Бог заключал завет с Израилем на горе Синай, то в подтверждение лилась кровь жертв. животных (Исх 24:8). Подобным же образом был заверен и НЗ (Евр 9:15). ВЗ вовлекал Израиль в общение с Богом и превращал его в народ Божий. НЗ распространяется на все человечество.
VI. ВЫРАЖЕНИЕ РАДОСТИ
Имеется в виду радость, связанная с грядущим пришествием Иисуса Христа. "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор 11:26). Эти слова устанавливают временную границу В.Г. Со Вторым пришествием Иисуса и восхищением Его Церкви земная форма В.Г. получит свое завершение. Она достигнет совершенства в Божьей славе (Лк 13:28; 2 Тим 2:12; Откр 19:6). Еще в ту ночь, когда Иисус со Своими учениками совершал В.Г., Он говорил о том, что однажды вновь разделит с ними хлеб и вино, но уже по-новому, и это произойдет в "Царствии Божием" (Мф 26:29; Мк 14:25; Лк 22:16). Поэтому уныние и отчаяние учеников в ночь предательства, когда Господь за трапезой говорил о Своем еще непонятном для них страдании, осветилось надеждой на славное грядущее. С этого момента ученики, участвовавшие в трапезе, были охвачены в прямом смысле неземной радостью. Иисус пообещал им вновь встретиться с ними за праздничной трапезой в славе Отца. Каждый раз, когда верующие в древней Церкви собирались для воспоминания о смерти Господа, их взоры обращались к великой трапезе радости, к-рую Иисус пообещал Своим. Через участие в В.Г. уверенность в чудесном грядущем находила свое выражение в его радостном предвкушении.
VII. ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ
Символизируя Божеств. спасение, В.Г., с одной стороны, предназначена для самой Церкви, а с другой - для мира невидимого:
1) этот торжеств. акт является символич. выражением прощения и искупления, полученных самой Церковью. Очевидно, что первые христиане не совершали В.Г. публично. Принимать участие в трапезе имели право только члены общины. Сколько бы раз мы ни приходили к Господней трапезе, каждый раз Сам Господь заново дает нам подтверждение нашего спасения. Хлеб и вино языком символов говорят нам: как верно то, что мы преломляем хлеб, так же верно и то, что Иисус позволил жестоко истязать Себя и принял смерть ради нас. Как верно то, что мы пьем вино, так же верно и то, что Он пролил кровь ради нас, приняв поругание и будучи покинут всеми;
2) В.Г. - это и единение детей Божьих перед невидимым миром. По свидет-ву НЗ, мы знаем, что ангелы Божьи и демоны следят за тем, что Бог совершает через Христову Церковь (Мф 18:10; 1 Кор 11:10; Еф 2:2; Еф 6:12; 1 Петр 1:12; Евр 1:14). Церковь Христова должна служить наглядным примером как миру ангелов, так и служителям сатаны, показывая, на что способна Божья премудрость (Еф 3:10). Поэтому можно сказать, что, когда Церковь собирается за трапезой Господней, глаза невидимого мира направлены на нее.
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||