Библия-Центр
РУ

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Фритц Ринекер, Герхард Майер
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Змея
В Палестине распространены различные виды З., самая большая из к-рых достигает в дл. более 2 м.

I. Библ. слова, обознач. З. как общее понятие [евр. нахаш; греч. офис], в переводах на рус. язык обычно передаются словом "змея". Наряду с этим существует еще целый ряд более определ. обозначений, к-рые, как это происходит со многими названиями животных в Библии, нельзя однозначно отождествить с определ. видами (см., напр., Is 59:5: из яиц цифони выползает эфэ). Значение корней слов и контекст, в к-ром употребляются отдельные слова, позволяют сделать след. предположения:
1) евр. пэтэн (в Синод. пер. - "аспид", "змея"), опасная (Ps 90:13), ядовитая З. (Deut 32:33; Job 20:14.16; Ps 57:5; Is 11:8): рогатая гадюка (Cerastes cornutus), родств. гадюке обыкнов., достигающая в дл. 60-75 см, ядовитая З. песочной окраски с широкой сплющ. головой, на к-рой видны два маленьких рога. Она часто встречается в песках по всей Северной Африке и Палестине. По нек-рым предположениям пэтэн - это аспид (настоящий) (см. ниже, I,3), на что указывает Ps 57:5, где пэтэн упомянут как З., к-рую использовали при заклинании. Заклинатели З. (ср. Eccl 10:11; Jér 8:17) в совр. Египте, как, вероятно, и в древности, чаще всего работают с аспидами;
2) евр. цефа, или цифони (в Синод. пер. - "змея", Is 11:8; Is 59:5; "аспид", Is 14:29; Prov 23:32; "василиск", Jér 8:17) - ядовитая З. (Is 11:8). Это распростр. в Малой Азии, Сирии и Палестине вост. гадюка (Vipera xanthina), светло-серая ядовитая З., длиной до 1 м;
3) евр. эфэ (в Синод. пер. - "аспид", Is 30:6; "ехидна", Job 20:16; Is 59:5), ядовитая З. (Job 20:16) - состоящий в близком родстве с индийской коброй аспид (настоящий) (Naja haje). Это ядовитая З. желтоватой окраски, длиной до 2,5 м; ее изображение можно часто видеть на др.-егип. скульптурах как лобное украшение фараонов (см. выше, I,1). По предположениям других исследователей, эфэ - это песчаная эфа (Echis сarinatus), вид, сходный с рогатой гадюкой;
4) евр. шефифон (Gen 49:17, в Синод. пер. - "аспид"): это Zamenis diadema, ядовитая змея, длиной до 1,8 м, к-рая распространена на тер. от сев. Африки до сев. части Индии;
5) евр. киппоз (Is 34:15, в Синод. пер. - "летучий змей") может обозначать зап. удавчика (Eryx jaculus), неядовитую З. длиной до 80 см, к-рая распространена в песчаных областях сев. Африки и зап. части Азии;
6) евр. сараф ("жгучий") обозначает в Nombr 21:6.8 ядовитых З., к-рых Бог послал на народ Израиля в виде наказания, и медного змея, к-рого изготовил Моисей. Согл. Deut 8:15, где сараф (в Синод. пер. - "василиск") упомянут в одном ряду со скорпионом, под этими "жгучими" З. могут подразумеваться ядовитые З.; "жжение" от укуса ядовитой З. могло дать обозначение змеиному яду и ядовитым З. вообще. Места в Библии, подобные Is 14:29; Is 30:6, где упоминаются летучие серафимы (мн.ч. от сараф, в Синод. пер. - "летучий дракон", "летучая змея"), а также Is 6:2.6, где это слово обозначает шестикрылое существо, стоящее у престола Божьего (в Синод. пер. - "серафим"), явно говорят не об обычных З., а, возм., указывают на существа наподобие дракона или -> левиафана. Исаия использует здесь распростр. в народе представления, чтобы описать -> серафимов, к-рых он видел у престола Господа в своем видении (Is 6:2.6);
7) евр. хомэт -> ящерица.

II. З. нередко олицетворяет коварство и зло (Ps 139:4; Mt 3:7; Mt 23:33), опасность (Gen 49:17), хитрость (Mt 10:16). Ядовитый укус змеи символизирует гибель (Deut 32:33; Ps 57:5; Is 30:6; Mt 7:10; Apoc 9:19), прежде всего внезапную (Job 20:14.16; Prov 23:32; Eccl 10:8; Is 59:5; Am 5:19). З. неоднокр. упоминаются как орудия кары Господней (Nombr 21:6; Deut 32:24; Jér 8:17). В образе З. к Адаму и Еве подступило искушение (Gen 3:1), но в определ. время сатана, этот "древний змий", будет низвержен (Apoc 12:9.14; Apoc 20:2).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).