Библия-Центр
РУ

Библейский Словарь Вихлянцева

В.П. Вихлянцев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

имя — в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую даётся как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно помнить для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:

  • Авраам (отец множества),
  • Бенони (сын скорби),
  • Вениамин (сын счастья),
  • Галгал (колесо, круг),
  • Иаков (держащий за пяту),
  • Исав (волосатый),
  • Мессия (Помазанный),
  • Мицпа (наблюдение),
  • Моисей (спасённый из воды),
  • Рама (высота) и т.д.
В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным — охарактеризовал их (Быт 2.20). Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:
  • Гаал (непринятие, бунт),
  • Гедеон (срубающий),
  • Гоморра (потопление, погружение),
  • Давид (возлюбленный),
  • Дина (суд),
  • Евтих (удачливый),
  • Иаков (вытесняющий, выживающий),
  • Идифун (восхваляющий),
  • Исаак (он будет смеяться),
  • Ханаан (подвластный) и т.д.
Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт 32.29, ср. Суд 13.17). Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику и значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):
  • Авимелех,а
  • Амелсар
  • Апарсы
  • Асир,г
  • Асор,в
  • Афарим
  • Баит
  • Беф-Мерхат
  • Битрон
  • Гагедолим
  • Гад,в
  • Галменюхот
  • Гаммифкад
  • Гараккахим
  • Гарми
  • Гацорфий
  • Гоим
  • Горенгаатад
  • Даги
  • Дума,в
  • Емек
  • Иарев
  • Иекев-Зив
  • Иеминий
  • Иесод
  • Иефер,г
  • Изреель,д
  • Иосафата долина
  • Ир-Мелах
  • Иудия
  • Кедумим
  • Манахаф,а
  • Мени
  • Менуха
  • Меонним
  • Мефег-Гаама
  • Мизгав
  • Милло
  • Мифоар
  • Мицпа
  • Мицфа
  • Море,а
  • Овил
  • Рабсак
  • Рабсарис
  • Регем-мелех
  • Самгар-Нево
  • Севина
  • Села-Гаммахлекоф
  • Ситтим,б
  • Соферийцы
  • Сур,б
  • Тавифа
  • Тартан
  • Фарурим
  • Фирия,а
  • Фихол
  • Харашима
  • Хен
  • Хозай
  • холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»).
В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим — Кипр; Фарсис — далёкие страны, Испанию; в Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан — Палестину и т.д. (ср. Иез 27.13). Также и в Быт 25.2,13-14; 1Пар 1.13-15 (ср. народы древней Палестины). Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей — род, семья, поколение (см. например, Хареф, Хашум). Так, в Неем 3 почти каждое имя — это группа (ср. ст. 18), также и в Неем 10 — среди приложивших печати есть много имён людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в 1Пар 9.11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также Шевуил,а). В Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка — Авиезером (Суд 6.11), а всех остальных Израильтян — Ефремом. Израилем в Библии называются все Израильтяне, а Адамом — все его потомки. Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка — например, в 3Ц 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см. Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также Ахимелех,а; Екклесиаст, Иодай,а). Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (Лк 1.59; 2.21), но в дальнейшем могло меняться (Руф 1.20; Иер 20.3; Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария — Озия, Ана — Мааха, Мемфивосфей — Мериббаал, Гедеон — Иероваал и т.д. Имя можно восстановить (Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (Пс 9.6; От 3.5). Словом «имя», поэтому, в От 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков. Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (Ис 7.14; 8.8; 9.6; Иер 23.6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (Мф 1.21). (См. Адонаи, Библия, Ваал,а; Мелех, сын, язык).

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Прил.1
Прил.2
Прил.3
Прил.4
Прил.5
Прил.6
Прил.7
Прил.8
Прил.9
Прил.10
Прил.11
Прил.12

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).