имя — в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт 17.5,15; 1Пар 22.9; Иер 20.3; Деян 13.8; Флп 2.9-10; Евр 1.4; 7.2). Теперь имя человеку и предметам зачастую даётся как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, например, и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно помнить для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, например:
- Авраам (отец множества),
- Бенони (сын скорби),
- Вениамин (сын счастья),
- Галгал (колесо, круг),
- Иаков (держащий за пяту),
- Исав (волосатый),
- Мессия (Помазанный),
- Мицпа (наблюдение),
- Моисей (спасённый из воды),
- Рама (высота) и т.д.
В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным — охарактеризовал их (
Быт 2.20).
Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, может быть, было дано позже?), например:
- Гаал (непринятие, бунт),
- Гедеон (срубающий),
- Гоморра (потопление, погружение),
- Давид (возлюбленный),
- Дина (суд),
- Евтих (удачливый),
- Иаков (вытесняющий, выживающий),
- Идифун (восхваляющий),
- Исаак (он будет смеяться),
- Ханаан (подвластный) и т.д.
Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (
Быт 32.29, ср.
Суд 13.17).
Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику и значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные (см., например, следующие):
- Авимелех,а
- Амелсар
- Апарсы
- Асир,г
- Асор,в
- Афарим
- Баит
- Беф-Мерхат
- Битрон
- Гагедолим
- Гад,в
- Галменюхот
- Гаммифкад
- Гараккахим
- Гарми
- Гацорфий
- Гоим
- Горенгаатад
- Даги
- Дума,в
- Емек
- Иарев
- Иекев-Зив
- Иеминий
- Иесод
- Иефер,г
- Изреель,д
- Иосафата долина
- Ир-Мелах
- Иудия
- Кедумим
- Манахаф,а
- Мени
- Менуха
- Меонним
- Мефег-Гаама
- Мизгав
- Милло
- Мифоар
- Мицпа
- Мицфа
- Море,а
- Овил
- Рабсак
- Рабсарис
- Регем-мелех
- Самгар-Нево
- Севина
- Села-Гаммахлекоф
- Ситтим,б
- Соферийцы
- Сур,б
- Тавифа
- Тартан
- Фарурим
- Фирия,а
- Фихол
- Харашима
- Хен
- Хозай
- холм (см. также Цоан, Шафир; исключение: «венец дома Иоава»).
В Священном Писании в коротком имени часто заложен широкий смысл. Так, именем сынов патриархов зачастую обозначаются не только имена их ближайших отпрысков, но и названия земель, которые населяли их потомки. В
Быт 10.4 Иаван означает Грецию; Киттим — Кипр; Фарсис — далёкие страны, Испанию; в
Быт 10.6 Мицраим означает Египет; Ханаан — Палестину и т.д. (ср.
Иез 27.13). Также и в
Быт 25.2,13-14;
1Пар 1.13-15 (ср.
народы древней Палестины).
Именем одного человека в Священном Писании часто обозначается целая группа людей — род, семья, поколение (см. например,
Хареф,
Хашум). Так, в
Неем 3 почти каждое имя — это группа (ср.
ст. 18), также и в
Неем 10 — среди приложивших печати есть много имён людей, живших задолго до Неемии, но их именем обозначен их род. Также и в
1Пар 9.11 сказано: «поселился Азария», хотя он был первосвященником при Иоакиме, а поселились в Иерусалиме его потомки (см. также
Шевуил,а). В
Суд 8.2 Гедеон назвал себя (то есть весь свой народ) именем своего предка — Авиезером (
Суд 6.11), а всех остальных Израильтян — Ефремом. Израилем в Библии называются все Израильтяне, а Адамом — все его потомки.
Отсюда легко понять то обстоятельство, что в древности некоторого человека могли назвать именем его отца или предка — например, в
3Ц 15.6 именем Ровоам назван его сын Авия, а псалмы 73; 78; 79 названы псалмами Асафа, хотя были написаны после него (см.
Асаф,б). То же, по-видимому, можно сказать и о некоторых псалмах Давида (см. также
Ахимелех,а;
Екклесиаст,
Иодай,а).
Имя по закону человеку давалось на восьмой день после его рождения (
Лк 1.59;
2.21), но в дальнейшем могло меняться (
Руф 1.20;
Иер 20.3;
Ин 1.42), поэтому, видимо, многие люди называются в Библии разными именами: Азария — Озия, Ана — Мааха, Мемфивосфей — Мериббаал, Гедеон — Иероваал и т.д.
Имя можно восстановить (
Руф 4.5,10), имя можно и изгладить (
Пс 9.6;
От 3.5). Словом «имя», поэтому, в
От 11.13, по-видимому, названа не отдельная личность, а целая линия потомков.
Имя Господа было предсказано задолго до Его рождения (
Ис 7.14;
8.8;
9.6;
Иер 23.6) и сказано Иосифу перед самым Его рождением (
Мф 1.21). (См.
Адонаи,
Библия,
Ваал,а;
Мелех,
сын,
язык).