Иов не спорит с Билдадом так же, как не спорит он и с Элифазом. Он сам хорошо начитан в книгах мудрецов и может привести немало цитат. Вот только главной проблемы...
Иов хорошо начитан в книгах мудрецов и может привести немало цитат. Вот только главной проблемы Иова эти цитаты не решают. Дело ведь не в том, что Бог выше человека и безусловно праведнее. Дело в том, что Бог — основание всякой праведности, и об этом как раз Традиция свидетельствует со всей очевидностью.
Именно Он решает, кто праведен, а кто нет. Но кто же в таком случае устанавливает правила? И кто выступает арбитром? В основании Традиции лежит представление о праведности как о соотнесённости между Богом и человеком, соотнесённости не сущностной, а, как сказал бы современный философ, экзистенциальной. Праведность человеку не свойственна, это не его свойство или качество, пусть даже приобретённое, а его состояние, и именно Бог оценивает, насколько состояние человека соответствует критериям праведности.
Но каким критериям? Во времена, когда была написана Книга Иова, суд Божий уже давно никто не представлял себе так, как египтяне, к примеру, представляли себе суд Осириса, взвешивающего душу на весах. Ведь весы предполагают нечто существующее объективно и отдельно как от того, кто взвешивает, так и от того, кого взвешивают. В яхвизме же уже со времён пророка Амоса закрепилось представление о Божьем суде как о встрече человека с Богом лицом к лицу, как о моменте истины, который расставит всё и всех на свои места. Получается, образно говоря, что весы — это не объективный инструмент измерения, а всё та же Божья рука: Бог Сам и игрок, и арбитр одновременно.
Если Он как арбитр не станет подсуживать Себе как игроку, тогда всё в порядке. А если станет? Кто тогда может Ему помешать? Кто сможет выступить тем беспристрастным третьим, который мог бы оценить, насколько прав Бог в Своём суде? А Иов ведь сомневается именно в беспристрастности Бога относительно самого себя. Он не понимает, за что его, праведника, Бог наказывает. Конечно, у нас, читателей, уже появляется смутная догадка о том, что Бог и Иов понимают праведность не одинаково.
Иов, кажется, пока ни о чём таком не догадывается. Он человек глубоко религиозный, и ему известна лишь одна мера праведности: мера праведности религиозного человека. Тут ему себя упрекнуть не в чем. Вот он и говорит: я праведен, я готов предстать перед Богом, но Он-то этого не хочет, Он прячется и бьёт исподтишка непонятно за что. Бьёт так, как будто я не праведник, а худший грешник. Так за что же Он меня бьёт?
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
По воскресным дням чтений нет
Почему мы должны доверять Библии? Как нужно читать Библию неверующим, чтобы понять, что в ней написано?
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||