При внимательном чтении библейских книг нетрудно убедиться, что о природе Бога Библия если и говорит нам что-то, то очень немного (быть может, потому, что у Бога вообще нет «природы» в привычном нам понимании). А вот о воле Бога она говорит нам постоянно. Но Его воля — это не только данные Им заповеди, это ещё и Его отношение, будь то отношение к отдельному человека или к целому народу. И нередко под «природой Бога», о которой, как нам кажется, говорит нам Библия, мы подразумеваем библейские упоминания об отношении Бога к нам и к нашим поступкам. И когда Библия говорит нам, что Бог полон щедрости и снисхождения (Он, как это передаёт Синодальный перевод, «щедр и милостив»), что Он являет долготерпение и милосердие («долготерпелив и многомилостив», согласно тому же Синодальному переводу), речь идёт, несомненно, о том, что мы могли бы назвать «природой» Бога, Его свойствами, с которыми мы сталкиваемся всякий раз, когда обращаемся к Нему. Почему же Бог оказывается не только щедр, но и снисходителен к нашим грехам? Разве такое снисхождение может принести человеку духовную пользу? Быть может, многое объясняет то милосердие, о котором говорит гимнограф. Соответствующее еврейское слово обозначает, прежде всего, готовность сделать для человека больше того, к чему обязывает закон или договор (если речь идёт об отношениях между людьми) или больше того, что человек заслуживает (если речь идёт об отношениях между человеком и Богом). Именно такими оказываются отношения Бога к человеку, и, как свидетельствовал уже Осия, только в этом надежда человека на оправдание в день Суда: ведь Тору народ нарушал неоднократно, и по закону никто в этот день ни на что рассчитывать не может. Но и до дня Суда ситуация оказывается не столь простой: ведь совершённые грехи (точнее, их последствия) висят над народом, и, если катастрофы ещё не произошло (а псалом, вероятнее всего, был написан ещё до Вавилонского плена), то лишь потому, что Бог являет Своё милосердие не только в день Суда, но и на всём протяжении истории Своего народа. А нам это может казаться снисхождением или даже попустительством. Хотя, на самом деле, речь идёт не о попустительстве, а о спасении: ведь, не будь Бог исполнен милосердия, трудно представить себе, как смог бы дотянуть народ до прихода Мессии.