Интересно, что имеет в виду Павел, говоря, что иногда, когда мы сами не знаем, о чём молиться, «Дух ходатайствует за нас»? Можно было бы, конечно, вспомнить опыт, знакомый, наверное, каждому христианину, когда молитва, начатая нами по собственной воле, как бы подхватывается свыше, и мы молимся уже не одни и даже не совсем сами: нас как будто поддерживает и ведёт за собой некая сила, сила дыхания Божия, и мы понимаем тогда, что Бог оказался рядом и мы действительно больше не одни. Но здесь всё же наша молитва, наши отношения с Богом и со Христом. Это ли имеет в виду апостол, или, быть может, нечто большее? Или столь знакомое нам переживание скрывает за собой ещё что-то, о чём мы можем лишь догадываться? Всё Царство пронизано дыханием Божиим; как христиане, как жители Царства, мы не можем его не ощущать. Потому-то, как видно, и переживаем мы иногда это дыхание, как участие Бога в наших молитвах. Но ведь Царство — нечто большее, чем только наши отношения с Богом и со Христом. Конечно, отношения составляют его основу, но у него есть и своя духовная субстанция, которую и образует то самое дыхание Божие, которое впоследствии стали называть Духом и воспринимать, как третью ипостась Троицы. Но такая субстанция, конечно, уже перестаёт быть только субстанцией, подобной субстанциям нашего мира. Ведь она сама по себе полна жизни, полна так, как не бывает ею полна ни одна субстанция непреображённого творения. Она не просто природа, она — живое воплощение Божьей мудрости и Божьей любви. В нашем непреображённом мире природа инертна, она противостоит всякому духовному воздействию, как таковая. В Царстве всё иначе: там природа абсолютно податлива, охотно откликаясь на всякое духовное воздействие. И человек, живущий в Царстве, становится частью этой одухотворённой природы. Его молитва становится не только элементом его духовной жизни, но и частью природы Царства. А тогда и всё Царство может отозваться, особенно, если молящийся вдруг растерялся и не знает, о чём просить дальше. Поговорка о своём доме, где и стены помогают, в данном случае оказывается, как никогда, уместной: в Царстве его жителям действительно помогают не только все, но и всё. И если у нас не хватает слов, дыхание Божие, пронизывающее Царство, говорит за нас. Или, вернее, договаривает то, на что не хватает слов у нас самих.