Высказывания Иеремии о языческих богах порой напоминают яркую антиязыческую полемику, пропагандистские лозунги, направленные против опасного своим влиянием на умы противника. С одной стороны, так оно и есть: ведь Иеремии пришлось проповедовать в эпоху, когда от былого религиозного традиционализма в Иудее уже почти ничего не осталось, когда на яхвизм и на язычество смотрели нередко, как на равно допустимые мировоззрения, порой выбирая нечто эклектичное, поклоняясь одновременно и Яхве, и языческим богам. Мировоззренческое и религиозное легкомыслие — характерная черта посттрадиционализма, и пророку пришлось столкнуться с ним в полной мере. Но Иеремией двигало не только стремление разбудить в своих современниках серьёзность по отношению к духовным вопросам. Он понимал также и другое. Он видел ту пропасть, которая отделяет язычество от яхвизма, как от богооткровенной религии. Пророк понимал, что религиозная потребность в человеке неизбывна, что человек, даже падший, всегда создавал и всегда будет создавать себе богов, которым он мог бы поклоняться. Иеремия знает о существовании того, что гораздо позже будет названо естественной религиозностью. Однако он понимает и другое: никакие созданные людьми по своему образу и подобию боги, никакая человеческая религиозность не приблизит человека к Богу ни на йоту. Не потому, что боги, созданные людьми, сплошь зли или лживы, а потому, что этими богами человек окружает себя, свой, им самим созданный, маленький мир. Мир, который от большого Божьего мира отделён стеной человеческого своеволия, не желающего уступить главное место в этом мирке ничему и никому. В таком мирке человеку может быть тепло и уютно в компании своих, им же сотворённых, богов, но в случае крушения этого маленького мирка (а такое крушение раньше или позже неизбежно произойдёт) пользы от таких богов будет не больше, чем от пугала, если на сад, в котором оно стоит, нападут настоящие враги. В такой ситуации может помочь только настоящий, живой и реальный, Бог. Однако для того, чтобы Он мог помочь, Его надо впустить в тот маленький человеческий мирок, куда человек редко готов впустить чужих. И позволить Ему стать центром этого мирка. Тогда Бог сможет помочь: ведь тогда маленький человеческий мирок станет частью большого Божьего мира. Мира, живущего по Божьим законам. |
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||