Библия-Центр
РУ

Новость дня на 15 Мая 2012

Обычай кормления богов существовал в древности у всех языческих народов, а кое-где (например, в Индии) он существует и сейчас. В конечном счёте вся посвящённая богам еда оказывалась, как нетрудно догадаться, в распоряжении жрецов. Те, кто приносил богам еду, не могли этого не знать: ведь язычник — не обязательно глупец.

Добросовестные язычники, однако, были уверены, что жрецы знают, как накормить богов. Чаще всего речь шла о жертвоприношениях, а боги питались жертвенным дымом. Такие детали никого не смущали: речь шла об устоявшемся ритуале, который никто не подвергал сомнению. В конце концов, как именно правильно общаться с высшими силами, было известно только и именно жрецам: они были профессиональными служителями культа, и отношение к совершаемым ими обрядам, пусть даже весьма причудливым и не всегда понятным, было соответствующим.

Вот этот-то устоявшийся взгляд на вещи и разрушил Даниил, хотя и не ставил себе такой цели. Он хотел лишь напомнить царю об очевидном: о том, что языческие боги и Бог откровения — разные вещи, что богам, даже языческим, не нужна земная пища, хотя бы потому, что они духи, а не люди. Получилось же так, что тем самым он посягнул на самое важное, что есть у любого язычника — на устоявшийся ритуал, воспринимающийся язычником, как священный и незыблемый.

Обычный язычник, как правило, вообще мало задумывается о тонкостях этого ритуала, но он всегда ревностно его охраняет и свято чтит. Тут уже неважны детали, неважны причины, которые заставляют того или иного критика выступать против ритуала: такая критика недопустима в принципе. Сказав то, что он сказал, Даниил покусился на святое, на самые основы того порядка вещей, которые царь считал незыблемыми.

Даниил же иначе не мог: ведь подлинное откровение и живое богообщение требуют личного участия и понимания происходящего, часто совершенно ненужных язычнику. Так Даниил одной фразой разрушает весь устоявшийся мир царя. Реакция последнего вполне естественна: он защищает то, чем живёт и на чём стоит.

Она, эта реакция, и не позволяет язычнику познать Бога откровения: для этого первую реакцию нужно подавить, заставив себя задуматься над вещами, над которыми средний язычник задумываться не привык. Но царь думать не хочет, и ему остаётся одно: избавиться от Даниила, как от живого носителя той альтернативы, которая навсегда может лишить его мира и покоя.


Для корректного отображения некириллических текстов желательно установить шрифты Lucida Sans Unicode (для текстов на греческом) и Hirmos (для текстов на церковнославянском). Если Ваш браузер поддерживает технологию CSS3, шрифты будут загружены автоматически.

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).