О грехе за две тысячи лет христианской истории было сказано и написано немало. Так же как и о борьбе с ним. Да и до прихода в мир Христа об этом тоже говорили.
И всё же нередко и в прошлом, и сегодня речь идёт о грехе как о нарушении нравственной нормы. Или как об источнике зла для ближнего. А автор послания между тем обращает внимание на другое: он говорит о злом и неверном сердце, которое отделяет человека от Бога. Говорит то, что, с одной стороны, кажется само собой очевидным, а с другой — возвращает нас к тому представлению о грехе, которое можно было бы назвать изначально библейским.
Библейские книги писали отнюдь не философы-моралисты. И грех авторы библейских книг считали злом не потому, что греховные поступки противоречат неким нравственным нормам, хотя бы и установленным Богом. Ведь и Бог тоже не моралист. Он ненавидит грех не потому, что для человека быть нравственным красиво и достойно, или, во всяком случае, не только поэтому. Конечно, грех искажает в человеке образ Божий, и Бога это радовать не может. Но самое страшное в другом: грех отделяет человека от Бога. И страшнее всего здесь то, что Бог ничего не может с этим поделать.
Человек свободен, и Бог уважает его свободу. И если этот свободный человек, злоупотребляя своей свободой, выстраивает между собой и Богом стену из собственных грехов и их последствий, Богу ничего не остаётся делать, как ожидать раскаяния и нового обращения. Вот эта-то стена и есть самое страшное, что может принести человеку грех. И не потому, что всё остальное неважно. Просто с остальным Бог вполне может справиться, если только человек Ему это позволит. А вот сломать стену в состоянии лишь сам человек.
Но для этого нужна твёрдая решимость, которая невозможна для человека, чьё сердце пронизано грехом или которому не хватает верности. Ведь обращение — прежде всего изменение духовной направленности сердца, его, как говорят современные психологи, интенции. И эта новая интенция должна быть достаточно глубокой и устойчивой, иначе стену греха не пробить и не сломать. А тогда о новом обращении и о духовном обновлении придётся забыть. Если не навсегда, то надолго.