Характеристика, данная Иисусом фарисейским учителям, на первый взгляд может показаться неоднозначной: ведь Он не осуждает того, что те говорят, осуждая лишь их действия. Но в контексте иудейской традиции, требующей, чтобы учитель Торы, обучающий других, сам был примером следования Торе, которой учит, она была совершенно уничтожающей: ведь сказав то, что Он сказал, Иисус фактически обвинил Своих противников в том, что они лжеучители, не следующие сами тому, чему учат своих учеников и последователей.
Но главную проблему Иисус видит не в том, что говорят Его противники. Как видно, в принципе против учения фарисеев Он ничего не имеет: ведь, в конечном счёте, речь шла о Торе и о пути праведности, о том, без чего в Царство не войти.
Главная проблема заключалась, очевидно, в самих наставниках, а точнее, в их отношении к тем, кого они пытались учить и наставлять. И Иисус предельно точно определяет главную проблему «учителей»: гордыня и стремление к самоутверждению.
Собственно, то самое нежелание, о котором Спаситель говорит: на народ возлагают бремя, которое невозможно вынести, а сами не хотят даже пальцем пошевелить, как раз и свидетельствует о том, как относились многие фарисейские лидеры к Торе, к народу и к себе самим. Себя, как видно, они считали знатоками Торы, которым знание даёт особую власть над народом, Торы не знающим или знающим её хуже них самих (а таковыми эта своеобразная «элита» считала всех, не получивших соответствующего образования и не вхожих поэтому в круг «избранных»).
Знание Торы они считали чем-то таким, что давало им некие особые права не только перед народом, но в известном смысле и перед Богом. Вот это-то отношение, можно думать, и было тем самым «бременем», которое возлагали подобного рода «учителя» на плечи народа: для них каждый «простолюдин» был, по сути, человеком второго сорта, и как таковой должен был целиком зависеть от них, избранных «знатоков».
Они совершенно забыли о том, что знание Торы предполагает, прежде всего, не права, а ответственность, а статус учителя предполагает её вдвойне: ведь тот, к кому обращаются за советом в делах Торы, несёт ответственность за каждое сказанное им слово не только перед людьми, но и перед Богом.
И власть, которую, пусть на время, получает дающий совет над душой и сердцем того, кому он его даёт, сродни власти хирурга над пациентом на операционном столе: злоупотребить ею — тяжкий грех и преступление, избежать которого можно, лишь став, по слову Спасителя, «для всех слугой». Только так учитель и может стать настоящим служителем Божиим.