Сегодняшний отрывок включает в себя притчу о талантах, то есть о золотых монетах, которые хозяин, уезжая, оставляет своим слугам на сохранение (ст. 14–15). Но в те времена, как, впрочем, и в наши дни, сохранить деньги можно было, лишь пустив их в оборот. Двое из троих слуг хорошо понимают это и поступают соответственно (ст. 16 – 17), третий же предпочитает не рисковать (ст. 18). Результат оказался ожидаемым: двое из троих получили похвалу и повышение в должности (ст. 20 – 23), третий же лишился всего (ст. 24 – 30).
Такой поворот событий был бы несколько странным, если бы речь шла о законах нашего, ещё не преображённого, мира. В самом деле, ведь слуге деньги были отданы на сохранение, и он сумел вернуть хозяину всю сумму, которую тот ему поручил. Собственно, хозяин ни от кого и не требовал увеличения суммы, хотя и был рад тому, что его слуги оказались хорошими распорядителями и нашли прибыльное вложение отданным на сохранение деньгам. А в качестве награды сообразительные слуги получают не просто новое, более высокое место; они оказываются совладельцами имущества своего хозяина (ст. 21, 23; «войти в радость» — выражение не греческое, а еврейское, и означает оно нечто вполне материальное, например, поучаствовать в дележе добычи после удачной совместной охоты или в дележе полученной прибыли после удачной сделки). Третий же слуга предпочёл не рисковать прежде всего потому, что считал своего хозяина жадным и жестоким (ст. 24). И для него хозяин оказался именно таким: он потребовал от недоверчивого слуги того, чего не требовал от других и что другие предложили ему сами (ст. 26 – 27).
С точки зрения законов нашего мира, логика как минимум странная; но в Царстве действуют иные законы и правила. В Царстве невозможно ничего сохранить для себя, но можно получить всё, если приумножить ради Царства и его Хозяина то, что Хозяин поручил тебе сохранить. Здесь невозможно вернуть Хозяину Его дар и сказать: «Ты жесток, вот тебе твоё, и оставь меня в покое»; сказавший так и занявший такую позицию теряет Царство. Здесь действует тот принцип, о котором уже не раз говорил Иисус: в Царстве можно иметь «жизнь с избытком», но лишь в том случае, если с самого начала отказаться от мысли о своей жизни, отдельной и конечной, о том, чтобы оторвать от полноты Царства кусок и унести его с собой. Полноту Царства получить можно, но только целиком. И удержать эту полноту возможно, лишь умножая и отдавая.