Представление о дне Суда и о всеобщем воскресении было свойственно большинству верующих евреев ещё до прихода в мир Спасителя. И представление это предполагало, что на Суд приходят все, независимо от того, принадлежали ли они при жизни к народу Божию, или нет. Такой взгляд на Суд был обусловлен, прежде всего, пониманием того факта, что Бог Израиля — это и Бог всего мира тоже, и судить Он будет не только Свой народ, но и все другие народы земли.
Но в свете новозаветного откровения христиане стали смотреть на Суд не совсем так, как смотрели и смотрят на него иудеи. С иудейской точки зрения, Суд — процесс если не одномоментный, то, во всяком случае, более-менее сжатый во времени, он предполагает, что воскресшие приходят на Суд с тем, чтобы Бог подвёл итоги прожитой ими на земле жизни и вынес соответствующее определение.
Для христианина же Суд начинается с приходом в мир Мессии: ведь Иисус прямо говорит, что верующий в Него на Суд не приходит, а отвергающий Его осуждён самим этим отвержением. В таком случае можно было бы назвать нашу эпоху эпохой Суда: ведь выбор возможен до самого дня возвращения Спасителя, когда и будут подведены итоги. Вместе с тем, наша эпоха — не только эпоха Суда, но и эпоха наступающего Царства.
Одно связано с другим: ведь принятие или отвержение Христа означает также принятие или отвержение того Царства, которое Он принёс в мир. И не приходит на Суд, по собственным Его словам, человек не потому, что он принимает то или иное решение, а потому, что решение довериться Христу означает также и выбор Царства, а приобщение к жизни Царства снимает вопрос о Суде. Но если так, то имеет ли смысл вообще говорить о Суде применительно к христианам?
Если бы мы, называющие себя христианами, были бы ими в полноте и до конца, то говорить о Суде применительно к нам действительно не имело бы смысла, как не имеет смысла говорить о нём применительно к тем, кого в Книге Откровения называют «участвующими в первом воскресении», над которыми «вторая смерть не имеет власти». В некоторых церквях таких людей называют «святыми», хотя точнее было бы назвать их жизнь примером христианской праведности (ведь «святыми» в новозаветных книгах названы все христиане без исключения).
Но, поскольку в своей духовной жизни мы нередко оказываемся христианами лишь эпизодически, приобщаемся к жизни Царства время от времени, а в основном живём жизнью «мира сего», то на Суде и нам придётся подводить итоги этого нашего двойственного и двоящегося существования. А для того, чтобы избежать Суда, есть лишь одно средство: стать, наконец, людьми духовно цельными и жить только жизнью Царства. Или, говоря проще, стать наконец нормальными, настоящими христианами.