Конфликт между законом Божиим и законами человеческими существовал во все времена. В чём же его суть? Почему гармония невозможна, почему нельзя хотя бы разделить сферы применения этих, столь различных, законов? Если бы закон Божий был похож на многочисленные законы, придуманные людьми, быть может, такое разделение и было бы возможно. Но это не так, и не потому, что закон, данный Богом, не похож на законы, придуманные людьми, а потому, что он иной по своей сути.
Любое законодательство, изобретённое людьми, представляет собой результат своего рода общественного договора, даже тогда, когда кажется, что никакого договора нет. Закон соблюдают лишь тогда, когда он соответствует принятой в обществе системе ценностей. Если это не так, заставить людей соблюдать закон практически невозможно никакими, даже самыми суровыми, методами. Cистему ценностей в падшем мире люди чаще всего определяют для себя сами.
Другое дело закон Божий, к соблюдению которого призывает Маттафия, даже если за это придётся заплатить собственной жизнью. Тора исходит из объективно существующих закономерностей, определяющих отношения человека с Богом и с другими людьми. Тут нет ничего случайного, ничего произвольного. Закон, данный Богом, может быть только таким, какой он есть, и никаким другим. При этом такой закон является всеобъемлющим: ведь человек всегда живёт в присутствии Божием, и тогда, когда он об этом думает (например, в собрании своей религиозной общины), и тогда, когда склонен о Боге забывать (например, в текучке повседневных дел).
Поэтому для человека, желающего идти путём Божиим, и существует только один закон: тот, который дал человеку Бог. Если законы, придуманные людьми, не противоречат закону Божию, такой человек может им следовать: на его духовную жизнь и на его отношения с Богом это не повлияет. Но когда приходится выбирать, выбор для него может быть только один: он предпочитает Божий закон человеческому.