«Просите мира Иерусалиму!» — призыв, неоднократно встречающийся в разных псалмах. Ради братьев и ближних, ради дома Яхве, прибавляет гимнограф. Что он имеет в виду? Говоря о конкретной исторической ситуации, можно было бы сказать, что мир и благополучие Иерусалима и Иудеи означали также мир и благополучие живущих там.
Конечно, благополучие — понятие относительное, но, как бы то ни было, в случае войны вообще ни о каком благополучии для жителей воющей страны говорить не приходится.
И всё же речь идёт не только о внешнем благополучии. Псалом, в котором звучит призыв просить мира Иерусалиму, — паломнический гимн: паломники пели его, поднимаясь сначала в Иерусалим, который находится на километровой высоте над уровнем моря, а потом по ступеням Храма на вершину Сионской горы, на храмовый двор, где находился алтарь и совершалось жертвоприношение.
Во времена Второго Храма (когда, по-видимому, и был написан Псалом 122), Иерусалимский Храм был единственным местом, где можно было совершить жертвоприношение Единому, и от благополучия Иерусалима, этого священного города, зависела сама возможность богообщения во всей его полноте. Эта истина была особенно хорошо известна евреям послепленной эпохи, во всё время плена остававшихся без Храма и без жертвоприношений.
Ничего удивительного тут нет: ведь жертвоприношение всегда было в яхвизме главной формой богообщения, совместной трапезой Бога с человеком. Без жертвоприношения богообщение полноценным не назовёшь. В таком контексте пожелание мира Иерусалиму означает также пожелание благополучия алтарям Божиим.
Однако есть и ещё один аспект, связанный с историей завета, с историей тех отношений, которые связывают народ Божий со своим Богом. Речь идёт о завете Бога с Давидом, которому Бог обещал, что его потомки будут занимать иерусалимский престол столько, сколько он будет существовать.
Именно поэтому уже в допленной пророческой традиции утвердилось убеждение, что Мессия, о котором первым из пророков заговорил Исайя Иерусалимский, будет Царём из рода Давида, и править Он будет, подобно Давиду, в Иерусалиме. Тут пожелание мира Иерусалиму становится просьбой к Богу о том, чтобы Он не забывал Своего завета с Давидом и помнил Свой народ, ожидающий обещанного Мессию.
Для еврейских паломников, идущих в Иерусалим, актуальны были все три аспекта, связанные со священным статусом Иерусалима. Актуальными они остаются и для нас сегодня: ведь завет с Богом один, и обещания, данные Богом, даны на все времена.