Все пророки Израиля, как допленные, так и послепленные, единогласно свидетельствовали: конец плена — время искупления Израиля. Но что дальше? На этот вопрос разные люди отвечали по-разному. Все были едины в одном: возвращение евреев на землю отцов станет началом новой эры в истории народа Божия. Однако того, какой она будет, точно никто не знал. Все были лишь уверены, что Мессия придёт очень скоро: ведь те же пророки связывали Его приход с окончанием плена.
Некоторые готовы были видеть Мессию в Зоровавеле, который возглавил образованную в Иудее автономию. Были даже изготовлены два золотых венца: один для него, другой — для тогдашнего первосвященника Иисуса, который, как думали, и провозгласит Зоровавеля Мессией. Нам это может показаться странным, но для мессианских представлений той эпохи такой взгляд был вполне органичен: ведь в те времена большинство было уверено, что Мессией не обязательно родиться, что Им можно стать, что мессианское призвание может открыться в обычном человеке так же, как открывается в нём, к примеру, призвание пророческое.
Ожидаемого провозглашения Зоровавеля Мессией не произошло, но представление о Мессии, как о земном, хотя и Богом поставленном, правителе широко распространилось и закрепилось в сознании верующих.
Был, однако, и иной взгляд на мессианство и на мессианское Царство: как на Царство, выражаясь словами Спасителя, «не от мира сего». Нередко это Царство в пророческих видениях принимало образ Иерусалима, в облике которого черты обычного, хорошо знакомого в те времена каждому земного города смешивались с чертами совершенно внеземными, и Иерусалим превращался из города земного в город небесный, становясь символом мессианского Царства, нисходящего с неба.
По-видимому, и Варух увидел новый Иерусалим именно таким. Он понял, что мессианское Царство — не обычное земное государство, а новый мир и новая жизнь, жизнь по законам, которые с нашим миром ничего общего не имеют. И оно рядом. Ждать осталось недолго.