«Росток», «ветвь» — так обычно называет Мессию Исайя Иерусалимский. Праведный правитель — таким видит Мессию пророк. Проще всего было бы сказать, что Исайя повторяет в этом случае то, что говорили до него пророки прежних времён. В самом деле, мысль о том, что во главе народа Божия должен стоять праведный, Богом поставленный вождь, который будет судить народ на основании Богом же данного закона, была высказана духовными лидерами пророческого движения ещё во времена Судей, до избрания первых царей. Но только ли в традиции дело? Царство Божие не от мира сего — так скажет, придя в мир, Сам Спаситель.
Но ведь «не от мира сего» не означает «вне мира». «Не от мира сего» означает «не по законам этого мира». Не по законам этого мира потому, что все его законы искажены грехом, в котором лежит падший мир. Но ведь задуман-то этот мир Богом был как Его Царство! И если сейчас он не таков, то только потому, что в какой-то момент что-то в нём пошло не так, как было задумано Богом. А Бог решил исправить это. Он Сам Царь мира.
«Благословен Ты, наш Господь, Царь вселенной» — так начинается большинство еврейских молитв. Значит, и над народом Божьим тоже должен быть праведный Царь, а сам этот народ должен явить миру образец праведного Царства. Царство же для древних — в первую очередь подданные, а не территория, отношения, связывающие его жителей, а не земли, на которые распространяется власть царя. У царя может не быть своей земли, но не может не быть подданных. Земля же — дело наживное, её можно и завоевать.
А вот способы удержать подданных в своей власти у каждого царя свои. Тот Царь, о котором говорит Исайя, удерживает их праведностью и верностью Богу (в Синодальном переводе праведность названа правдой, а верность истиной). Это та самая праведность, которая позволяет справедливо решать судебные дела бедняков. Казалось бы, земной суд земного правителя, но… Едва ли найдётся на земле правитель, который сумел бы справедливо, никого не обижая, разрешить проблемы всех бедных, несчастных и обездоленных. Обычному человеку, пусть и преданному Богу всем сердцем, такое не под силу.
И тут за образом царя земного, пусть и праведного, проступает образ другого Царя. Царя, чьё Царство «не от мира сего». Царя, Который не связан никакими земными ограничениями, ограничениями падшего мира, лежащего во зле. Царя, Который один может завершить то дело, которое пытались иногда начать делать в этом мире правители, стремившиеся к праведности. Царя, Который и саму эту праведность явит миру в полноте, недоступной обычному человеку.