Пророчество Малахии о Мессии — Вестнике завета заканчивается замечательными словами о неизменности Бога, из которых развивается весь последующий диалог Бога и пророка, с одной стороны, и народа — с другой. «Я Господь, Я не изменяюсь», — говорит Бог. Из этого факта вытекает множество разных следствий. Он важен сам по себе, как догматическое утверждение; отцы Церкви, в частности — свт. Василий Великий, противопоставляли текучесть и изменчивость твари неизменности Бога и видели в Нем единственную истинную опору всякого бытия, «якорь спасения», как часто называли Господа ранние христиане. Неизменность Бога важна для понимания истории человечества, для того, чтобы мы могли увидеть и узнать Его в событиях прошедшего. Нам необходимо знать о неизменности Бога, чтобы мы могли уповать на Его благость и милосердие. Именно это подчеркивает пророк, говоря, что сыны Иакова потому только не уничтожились в перипетиях истории, что неизменен Бог, заключивший завет с Авраамом.
Но в сопоставлении с этой верностью Божьей, вытекающей из неизменности самой Его непостижимой божественной природы, особенно заметной становится неверность людей. И потому через Малахию в 5-м веке до Р.Х. Господь вновь говорит то же, что говорил и через пророков 8-го, 7-го и 6-го веков: «обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам». Бог неизменен, и поэтому единственная причина разрушения наших отношений с Ним — в нас самих. Но, вместо того чтобы поверить и обратиться к Богу, современники Малахии говорят, что они ни в чем не повинны... И вот, в ответ на ставшие привычными представления людей пророк возвещает истину Божью. Этот диалог между Богом и падшим человеком определяет, в сущности, весь жанр книги Малахии. Диалог, в котором Сама Истина становится одним из его участников, в котором Она являет себя через мысли людей. Нужно сказать, что диалог стал своего рода жанром эпохи: кроме пророка Малахии к нему прибегают еще по меньшей мере два его великих младших современника: автор книги Иова и Сократ.
В диалогах Малахии поражают две вещи. Во-первых, то, что Бог нисходит до участия в диалоге, Он отвечает, спорит, учит и приводит аргументы. Всемогущий Творец неба и земли говорит с людьми! Это невероятное откровение, основываясь на котором Малахия и называет грядущего Мессию Вестником. И второе, на что невозможно не обратить внимание, — насколько представления иудеев середины 5-го века до Р.Х. и их позиции совпадают с распространенными мнениями наших современников.
Вот что говорит народ в диалоге с Богом через Малахию: «как нам обратиться?» «Откуда мы знаем, что хочет от нас Бог?», «Что еще Ему нужно?», говорим мы и сейчас. Что это за обращение, к которому зовет Вестник завета? «Чем мы обкрадываем Тебя?», спрашивают иудеи. «Мы не делаем ничего плохого», «Чем мы плохи?», говорим мы. «Что мы говорим против Тебя?», спрашивают иудеи. «За что Бог не хочет сделать нас счастливыми, здоровыми и богатыми?», задаемся мы тем же вопросом. «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали установления Его...», утверждают иудеи времен Малахии, и говорят, что Бог не воздает за праведность и не карает за зло. Поэтому, говорят они, лучше делать беззакония — они, в отличие от праведности, приносят доход. Почти слово в слово воспроизводим эти рассуждения и мы. При том, что и иудеи 5-го века, и мы сегодня подразумеваем как заслугу одно и то же: восстановление Храма (храмов) и культа, сходство не может не поражать.
За всем этим скрывается нежелание, чтобы Бог был близко. В глубине человеческого существа, видимо, сохраняется неосознанное знание того опаляющего пламени Божественной любви, о котором Малахия говорит в начале главы. И это пламя пугает нас. Мы боимся, что в близости Всемогущего ни наша жизнь, ни мы сами, уже не останутся прежними. И потому Бог зовет нас к доверию, зовет нас убедиться в Его благости. Он говорит, что мы обкрадываем Его нерадением о десятине. Но дело не в том, что Бог нуждается в наших приношениях. Изначально десятина и посвящение первенцев должны были стать для людей знаком того, что Бог владеет всем, и все, что у нас есть, мы получаем от Него в дар. Приношение было благодарностью, без которой подарок становится хищением. Господь, впрочем, упрекает даже не в пренебрежении к Себе. Испытайте Меня, говорит Он, убедитесь, что Бог верен. Он призывает людей получить опыт доверия, и в этом опыте обрести блаженство. Не о благословении говорит здесь Малахия, в отличие от других пророков. Время Нового завета уже близко, и вестник его — Малахия — говорит о блаженстве, как будет вскоре говорить Сам Господь Иисус.
И еще один важный момент. Когда Малахия приводит возмутительные и, по совести сказать, довольно глупые рассуждения иудеев о том, что праведные не получают благоденствия, а делающие беззакония богатеют и остаются в целости, Господь не удостаивает это прямым ответом. Упоминание о блаженстве, которое можно обрести в доверии, делает ответ излишним. Слишком очевидна разница между жизнью сытой и краткой, и блаженством праведных. Господь говорит лишь, что праведный ищет не благ, а Бога. «И они будут Моими... собственностью Моею в тот день... и буду миловать их, как милует человек сына, служащего ему». Они будут Моими! Нет и не может быть иного блага, иной награды за исполнение воли Божьей. Все остальное, говоря словами Екклесиаста, — суета и погоня за ветром. Такова альтернатива: искать Самого Бога или заменять Его земным благополучием. И различие между праведником и нечестивым, говорит Господь — в том, что они выбирают. Важно, что далее пророк Малахия напоминает нам о том, что в этом состоит и различие между жизнью и смертью.