Взгляд Моисея на свой народ, судя по словам Книги Второзакония, довольно пессимистичен. Он не сомневается, что раньше или позже отступничество станет фактом...
Взгляд Моисея на свой народ, судя по словам Книги Второзакония, довольно пессимистичен. Он не сомневается, что раньше или позже отступничество станет фактом народной жизни, прямо говорит об этом своему преемнику Иисусу Навину и сочиняет специальную песню-напоминание для будущих поколений.
Можно, конечно, думать, что вся эта впечатляющая сцена представляет собой лишь литературную переработку древнего предания, но даже если и так, то смысл его заставляет задуматься — красочность описания ведь ничего не меняет по существу. Самое же печальное заключается в том, что Моисей оказался прав. Кажущийся пессимизм на деле оказался реализмом — а реальность оказалась печальной. Почему же так? Ведь народом был пройден путь, который, казалось бы, должен был его чему-то научить.
Самым простым объяснением могло бы быть известное изречение об истории, которая учит только тому, что она никого ничему не учит, но такое объяснение было бы лишь констатацией факта, а не объяснением. Тем более важным оказывается заданный вопрос, учитывая, что речь идёт не просто о народе, каких на земле много, а о народе Божьем. О народе, с которым Бог работает особо, уделяя ему внимания больше, чем любому другому народу. Почему же уроки не усваиваются? Главная проблема тут заключается в том, что падший человек — отдельно или в составе народа — скользит в своей жизни по поверхности событий, обычно не осознавая той духовной глубины, которая стоит за ними.
Причина любого события всегда лежит в духовной сфере, там, где действуют и взаимодействуют между собой воли разных людей, а иногда и воля Бога, если Бог считает нужным активно включиться в происходящее, а не просто наблюдать со стороны. Между тем падший человек видит, как правило, лишь цепочку событий, включая собственные (коллективные или индивидуальные) духовные срывы, которые он связывает с чем угодно, но только не со своим собственным состоянием. Когда в нашей жизни что-то происходит, нам всегда кажется, что событие само по себе уже делает нас другими, тогда, как на самом деле мы остаёмся прежними до тех пор, пока не осознаем то, что с нами произошло, включая его духовные причины.
Это верно и для отдельного человека, и для целого народа. Между тем с осознанием у падшего человека проблемы были всегда, и народ Божий — не исключение. Оттого-то и сбываются самые пессимистические прогнозы: они в падшем мире наиболее вероятны. Для их осуществления ведь не надо делать ничего, достаточно просто ничего не делать. Прекрасно это понимая, Моисей и говорит Иисусу Навину, что его служение простым не будет, хотя обещанную Богом землю народ получит.