Очищение от последствий совершённого греха невозможно без Божьего участия — это было очевидно всякому яхвисту во все времена. Однако очищение человека — процесс богочеловеческий, и человек участвует в нём вместе с Богом...
Очищение от последствий совершённого греха невозможно без Божьего участия — это было очевидно всякому яхвисту во все времена. Однако очищение человека — процесс богочеловеческий, и человек участвует в нём вместе с Богом. Речь идёт о раскаянии в грехе, без которого невозможно никакое очищение. Раскаяние же — штука практическая, тут мало одних сожалений и горьких слёз. Кающийся призван в первую очередь, насколько возможно, возместить нанесённый своим грехом ближнему ущерб.
Грех, конечно, страшен не только тем, что он затрагивает ближних, он страшен в первую очередь для самого грешника — ведь грех ставит стену между ним и Богом. Как раз именно эту стену и помогает сломать Божье воздействие на человека в процессе очистительного жертвоприношения. Человек же призван включиться в процесс собственного очищения и активно в нём участвовать. Очищение сводится прежде всего к устранению тех последствий, которые грех порождает в жизни человека. Вернуть украденное, найденное и спрятанное, взятое незаконно — один из элементов такого устранения последствий.
Дело тут не в том, чтобы только компенсировать пострадавшим ущерб, пусть и кратно. Дело в том, чтобы перестать быть вором — а это не то же самое, что просто воздерживаться от кражи. Надо стать иным человеком, таким, для которого кража невозможна потому, что несовместима с его внутренним состоянием. Бог может помочь человеку измениться таким образом — но лишь в том случае, если человек в свою очередь поможет Ему. Кратное возмещение ущерба в таком контексте — не просто плата за беспокойство, за ущерб моральный, нанесённый дополнительно к ущербу материальному.
Тут важна сама готовность отдать больше, чем взял. Это не наказание, это воспитание, воспитание привычки отдавать, не считая, сколько взял сам. Взял меньше — отдай больше, и тогда, если такая практика войдёт в обычай, в известный момент мысль о краже просто исчезнет из сознания раз и навсегда. Она начнёт казаться абсурдной и совершенно неприемлемой. Конечно, никаких гарантий тут нет, всё зависит от конкретного человека. Однако возможность с Божьей помощью стать другим человеком есть, а уж кто и как ею воспользуется, вопрос другой.