Государство во все времена было достаточно жестоким по отношению к простым людям. Тем более оно было жестоким по отношению к тем, кого считало своим врагом. Ничего удивительного в этом нет: ведь всякое государство — машина, механизм, который может функционировать лишь неким, вполне определённым, образом, не взирая на тех, кто оказался на пути. В этом отношении государственность — самый типичный пример падшего состояния мира, в котором мы живём: её создают люди, отказывающиеся от свободы быть друг для друга ближними, а для самих себя — образом Божьим. Создают, казалось бы, для собственного удобства и безопасности, а в результате получают безжалостную машину, готовую проглотить любого, кто не вписывается в её работу. И сделать с этой машиной ничего нельзя, её можно лишь сломать, чтобы затем создать вместо неё новую, которая окажется ничем не лучше прежней. Не случайно ранние пророки так противились созданию государства, и на избрание царя согласились лишь тогда, когда убедились, что другого выхода у них нет. И всё же бывают ситуации, когда размеренный ход государственной машины нарушается. Иногда на крутых поворотах истории она просто идёт вразнос: такие события выливаются в социальные катаклизмы и революции, которые обычно власть имущих ни в чём не убеждают. Насилие неубедительно, силой можно заставить человека поступить против воли и даже против совести, но убедить насилием едва ли возможно. Убеждает другое: готовность человека действовать вопреки той логике, которую предполагает подчинение государственной машине. Если же таких людей много, их позиция становится ещё более убедительной. И тогда всякий, кто оказывается в такой момент у власти, оказывается перед выбором: обратить внимание на тех, кто решился бросить вызов управляемой им машине, или проигнорировать их. Иногда такой выбор может определить духовную судьбу человека и его путь перед Богом. Тому, кто оказался внутри государственной машины, порой действительно трудно бывает увидеть ситуацию со стороны. Когда же он видит людей, бросающих вызов управляемой им машине, притом вызов, который направлен не на то, чтобы эту машину сломать, а на то, чтобы её остановить, он не может не задуматься о том, двигаться ли ему дальше или остановиться. Продолжать движение в таком случае можно, лишь став самым настоящим, несомненным и преднамеренным, убийцей. К счастью, на такое способен не каждый, даже из тех, кого государственная машина уже основательно закрутила и приучила к своей безжалостной логике. И если человек в критический момент принимает решение остановиться, это решение даёт ему шанс на спасение. |
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно). | ||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||