История Валаама поучительна — и вместе с тем она вызывает множество вопросов. Понятно, как и почему она попала в Библию — тут столь яркое свидетельство «от внешних», что проигнорировать его было бы и невозможно, и неразумно...
История Валаама поучительна — и вместе с тем она вызывает множество вопросов. Понятно, как и почему она попала в Библию — тут столь яркое свидетельство «от внешних», что проигнорировать его было бы и невозможно, и неразумно. В самом деле: человек, которого просят проклясть народ Божий, в конце концов его благословляет! Есть о чём задуматься всякому — будь он яхвист или язычник. Особенно же замечательно тут то, что речь идёт не о яхвисте, речь идёт о языческом пророке, который, вероятнее всего, и о Яхве-то прежде ничего не слышал. Как могло случиться, что этому языческому пророку Бог что-то сказал, что-то открыл? Как — самое главное — сумел он Его услышать?
Нам сегодняшним, ограниченным внутренне рамками привычных религий, конфессий, деноминаций это может показаться странным. Мы как-то внутренне смирились с тем, что вера у каждого своя, и каждый получает, как мы обычно говорим, по вере. В сущности так оно и есть — вот только с верой всё не так просто. Для нас сегодня вера нередко сводится к символам, исповеданиям, к мировоззрению, к догматике — словом, к чему-то опять же конфессиональному. Между тем опыт, подлинный духовный опыт конфессиональным не бывает. Бог есть Бог, Он не принадлежит никакой религии, никакой конфессии, никакой деноминации.
Он говорит так, как говорит, и говорит тому, кому считает нужным. Знал ли Бог, что Валаам о Нём по-настоящему и не слышал? Странный вопрос: конечно, знал. Однако Божье знание никогда не сводится к форме. Что вообще мог знать Валаам? Что означает быть пророком, пусть и языческим, пророком, например, Шамаша или Адада, каких было множество в Месопотамии? Знать этих богов? Слышать их? Кто же стоял за ними, если Валаам действительно слышал их голоса? На эти вопросы ответа нет до сих пор.
Ясно одно: чтобы услышать хоть что-то, надо уметь слушать. Уметь слышать. Осознавать хотя бы минимально тот опыт, который имеешь. Иначе пророком не стать — даже языческим. Если же человек умеет слышать многочисленные голоса, звучащие в творении, он тем более сумеет услышать голос Божий — если, конечно, захочет и останется духовно честен перед самим собой. У Валаама хватило и духовной чуткости, и духовной честности для того, чтобы услышать голос неведомого ему Бога — значит, он был настоящим пророком.