Из уст как Моисея, так и других пророков не раз звучали слова о Яхве, Который Сам сражается за Свой народ в тех войнах, которые народу приходится вести. Так что же: Бог любит войну? И, значит, священная война — воистину дело Божие?
В яхвистской истории были времена, когда на дело смотрели именно так. В эпоху Иисуса Навина и Судей лидеры пророческого движения не сомневались в том, что священная война не только имеет право на существование, но что она прямо угодна Богу, Который благословляет тех, кто идёт истреблять врагов истинной веры, и не только благословляет, но и Сам выступает впереди Своей армии. Идея священной войны в начале духовного пути близка многим, неофиты нередко бывают весьма воинственны и нетерпимы, но в нормальном случае это проходит в процессе духовного взросления.
И всё же: неужели за словами Моисея и других пророков стоит лишь ограниченный историческими рамками человеческий взгляд? Библии такое несвойственно. В чём же тут дело?
Война — следствие человеческой греховности и одна из форм её проявления, с этим вряд ли станет спорить кто-нибудь из тех, кто внимательно читал Библию. Лучше было бы, если бы войн в мире не было вообще. Но в падшем мире так быть не может: чтобы было так, мир нужно было бы пересоздать заново, а Бог хочет спасти тот, который есть.
И для народа Божия было бы лучше, если бы он мог не участвовать ни в каких войнах: ведь даже вполне справедливая война всё равно является серьёзным духовным испытанием и на душу всегда действует разрушительно. Потому и Тора позволяет человеку, «слабому сердцем», отказаться от участия в войне: душа человека важнее его военных подвигов (речь, разумеется, идёт не о физическом сердце).
Но Бог хотел привести Свой народ на ту землю, которую Он ему предназначил, хотел ему её отдать. Без войны ни получить эту землю, ни удержать её было невозможно. Обойтись без войны было бы возможно лишь в том случае, если бы Бог решился поселить Свой народ где-нибудь за полярным кругом или вовсе на Луне, но это в Его планы не входило.
Поэтому народу Божию неизбежно пришлось бы воевать, хотя война — не Божий выбор. Он предпочёл бы обойтись вовсе без войны, но, если уж такой вариант развития событий никак невозможен, Ему оставалось лишь поддержать Свой народ в тех войнах, в которых этому народу придётся участвовать. Не только ради народа, но и ради того плана, в котором он должен был сыграть уникальную роль, которую никакому другому народу доверить было нельзя.