Приходящие к Иоанну не случайно спрашивали его, что же им делать дальше. Иоанн говорил о скором приходе Мессии. Мессию тогда в Иудее ожидали если не все, то многие. И многие были уверены, что они готовы к встрече с Ним. Ещё больше было таких, которые в готовности уверены не были, но были уверены в том, что знают, как подготовиться. И большинство было уверено, что приход Мессии станет для них праздником, праздником встречи с Божьим Служителем и праздником торжества того Царства, жителями которого они надеялись стать.
И вот появляется пророк, который говорит, что всё не так просто. Что встреча может оказаться совсем не такой радостной. Что готовых к этой встрече, в сущности, практически нет. И что готовиться придётся очень многим, если не всем, кто ждёт встречи с Мессией. В такой ситуации вопрос о том, что делать, как готовиться, был вполне актуален. Иоанн говорил об обращении и об очищении. Говорил о них даже тем, кто, в общем-то, не имел особых оснований считать себя нечистыми. Говорил тем, кто и так верил в Бога Израиля. Что ещё нужно?
Обращение предполагало какие-то перемены в жизни. Какие? Об этом и спрашивают Иоанна те, кто к нему приходил и кто ему верил. Пророк говорил об огненном очищении — и слушающие его понимали, что он имеет в виду. Богоявление может стать для человека сжигающим его огнём, если человек окажется не готов к встрече. Надо было подготовиться. И Иоанн скажет пришедшим к нему людям, как готовиться. Ничего особо сложного он не предлагает. Никаких продолжительных молитв, никаких особых сложных очистительных ритуалов.
Главное — любовь к ближнему и открытость к нему. И дело не только в том, что без такой открытости ближние неизбежно будут страдать. Дело ещё и в том, что, не научившись открытости в общении с людьми, практически невозможно научиться ей в общении с Богом. Навык открытости куда легче приобрести, общаясь с таким же, как ты сам, человеком, чем общаясь с Богом, совсем на тебя не похожим. И Иоанн рекомендует это как лучшую подготовку для встречи с грядущим Мессией. И как предварение опыта жизни в Царстве, где открытость — один из главных принципов.