Как бы ни менялась Тора на протяжении истории, заповеди остаются неизменными. Они — духовное ядро Торы, без которого её нет. Может показаться, что тут вряд ли есть смысл говорить о духовной традиции...
Как бы ни менялась Тора на протяжении истории, заповеди остаются неизменными. Они — духовное ядро Торы, без которого её нет. Может показаться, что тут вряд ли есть смысл говорить о духовной традиции: ведь на первый взгляд заповеди Декалога больше всего напоминают обычный моральный кодекс, пусть и данный Богом. Однако при более внимательном рассмотрении текста становится ясно, что перед нами не простое перечисление неких моральных норм и предписаний, а внутренне цельный текст, описывающий духовный путь, который проходит человек, идущий к Богу и за Богом. Уже первая заповедь предполагает не только отказ от участия в любых языческих культах, но и постоянное внутреннее предстояние Богу.
Остальные заповеди — вторая, третья, четвёртая, отчасти и пятая — раскрывают, что стоит за этим Божьим призывом. Не соблюдая их, невозможно предстоять Богу, а значит, невозможно соблюсти и первую, главную заповедь. Так же построена и вторая часть Декалога, но тут речь идёт скорее о том пути, который от Бога уводит. Главной тут является десятая заповедь, запрещающая зависть, разрушающую жизнь человека, стремящегося заполучить чужой дом вместо того, чтобы созидать свой.
Нарушение этой заповеди, если быть последовательным, неизбежно приведёт и к нарушению остальных пяти, составляющих вторую часть Декалога, нарушению если не действием, то словом и намерением уж точно. Между тем такое нарушение в духовном отношении ничуть не лучше, чем нарушение делом: для Бога ведь намерение и поступок — единое целое, и если намерение не осуществляется лишь потому, что к тому не предоставляется возможности, его можно считать реализованным.
Вот эта связь намерения и действия и есть суть Декалога, делающая его не просто моральным кодексом, а (разумеется, при соответствующем духовном усилии) внутренним духовно-нравственны императивом, который может определить всю жизнь человека, внутреннюю и внешнюю. Тогда Декалог становится действительно откровением — откровением Божьей воли и Божьего слова, обращённого к конкретному человеку. Такой Декалог может стать и действительно становится духовным ядром Торы — на все времена.