Самуилу довелось испытать то же, что Илию: его сыновья оказались людьми недостойными. Казалось бы, перед глазами ещё один довод против жёсткого закрепления важнейших занятий по наследству. Но старейшины делают противоположный вывод: им нужен царь, то есть наследственный правитель.
Показательно желание старейшин иметь форму правления «как у прочих народов», а именно у язычников. Установление монархии — ещё одно отступление израильтян от своего призвания, признак нежелания принадлежать одному лишь Господу. Поэтому Господь и не одобряет эту затею.
Но и не одобрив, Он, признавая за людьми свободу, в том числе в выборе форм социально-политического устройства, позволяет Самуилу пойти навстречу народу. Самуил заранее предупреждает о негативных сторонах желанного народу государственного устройства. Однако стремление стать «как все» так велико, что израильтянам отрицательные стороны монархии не кажутся дорогой платой.
Тем не менее пророческое предупреждение о последствиях прозвучало, и народ поставлен перед необходимостью отвечать за собственный выбор.