Взгляд Бога и взгляд человека. Почему они часто так непохожи? Ответ прост: человек смотрит на лицо, а Бог на сердце. Кажется, всё ясно: Бог смотрит на внутреннее, на душу, человек — на внешнее, на телесную красоту. Или не на красоту, а на то, что делает человека великим...
Взгляд Бога и взгляд человека. Почему они часто так непохожи? Ответ прост: человек смотрит на лицо, а Бог на сердце. Кажется, всё ясно: Бог смотрит на внутреннее, на душу, человек — на внешнее, на телесную красоту. Или не на красоту, а на то, что делает человека великим в человеческих же глазах. Но, если вдуматься, всё оказывается не так просто. В конце концов, ведь и лицо у человека тоже от Бога. Можно возразить: лицо не от Бога, от Бога сердце. Лицо человек делает себе сам, оно отражает и выражает его суть, его жизнь, то, чем он является перед Богом и людьми. Но ведь и с сердцем тоже не всё просто. На языке Библии сердце — это духовное «я» человека, его последняя глубина, та, где пребывает дыхание жизни, вдунутое в человека Богом при сотворении.
Но ведь, по слову Спасителя, именно из сердца исходят злые мысли и намерения. Сердце тоже бывает разным, и каким оно будет, зависит от человека. Да и не бывает на свете безгрешных людей — Давид не был исключением. И лицо, и сердце — не только дар Божий, но и результат духовных усилий их обладателя, плоды его духовной жизни. Так в чём же разница? Наверное, в динамике процесса. Духовная жизнь у человека одна, это единый духовный процесс. Именно процесс, поток, то, что философы нового времени называли иногда экзистенцией.
Процесс, где один сделанный в той или иной ситуации выбор сменяет другой, одно принятое решение следует за другим. Где выстраивается тонкая и сложная ткань отношений, связывающая человека с Богом и с другими людьми —ткань, и составляющая основу духовной жизни. Ткань, которая никогда не бывает статичной, которая всегда в динамике, всегда меняет свой бесконечно сложный узор. Отследить эти перемены не всегда может даже сам её обладатель — после падения мы знаем себя далеко не так хорошо, как нам кажется.
И только Бог видит её всю, со всеми её узорами, теми, что были, и теми, что будут: для Него ведь нет прошлого и будущего таких, какими мы видим их здесь. Для Него наше прошлое и наше будущее — одно вечное настоящее. И всю нашу духовную жизнь Он видит целиком и во всей её полноте. А наше сердце — на всю глубину. С лицом же всё иначе: оно отражает и выражает лишь наше духовное состояние в конкретный момент времени. По нему тоже можно судить о человеке во всей полноте его духовной жизни, но лишь в данный конкретный момент.
Лицо всегда в настоящем, только в данный миг оно живое. Лицо, которое было секунду назад, — уже не лицо, а лишь его контур, абрис, маска. Лицо, которое будет через секунду, — тоже еще не лицо, а туманные очертания его будущего образа. Но Богу важно не какое-то одно из множества мгновений человеческой жизни. Он судит о пригодности человека для Своего дела по всей его жизни целиком. Поэтому Он и смотрит не на лицо, а на сердце. Ему это не сложно: для Него все сердца открыты.