Судьба народа на обещанной ему Богом земле зависит от его духовного состояния — таков главный посыл гимна, который мы находим в заключительной части Книги Второзакония...
Судьба народа на обещанной ему Богом земле зависит от его духовного состояния — таков главный посыл гимна, который мы находим в заключительной части Книги Второзакония. Если бы внешние события еврейской истории всегда отражали духовное состояние народа, он потерял бы свою землю очень скоро, о чём и говорится в гимне.
Здесь звучит истина, хорошо знакомая нам по новозаветным книгам, а евреям известная ещё до прихода Христа: падший человек по определению не заслуживает ничего хорошего — не потому, что его непременно надо наказать за грехи, а потому, что заслужить что бы то ни было он не в состоянии. Чтобы заслужить, надо служить, служить Богу, и служить так, как следует служить Ему. Иными словами, надо делать то, чего в падшем состоянии ни один человек делать не может и не умеет, а зачастую, в глубине души, не очень-то и хочет, хотя, конечно, мало кто из людей верующих готов себе в этом признаться.
Народ Божий не исключение: он ведь Божий не в силу каких-то национальных особенностей, не потому, что на него не распространяются законы падшего мира, а потому, что у Бога относительно него есть особый план, который Бог и осуществляет, несмотря на все препятствия. Если народ и может остаться сколько-нибудь долго на своей земле, то только потому, что Бог на этой земле с ним работает, пытаясь сделать из него тот народ-общину, который задумал. Если бы не эта работа, катастрофа, известная как Вавилонский плен, могла бы произойти гораздо раньше. Бог не наказывает народ за его грехи, народ сам наказывает себя, сталкиваясь лицом к лицу с последствиями своего выбора и своих поступков.
Бог же, наоборот, насколько возможно тормозит наступление последствий — однако лишь настолько, насколько такое торможение вписывается в Его собственные планы. В конце концов наступит момент, когда формирование народа-общины потребует встречи народа лицом к лицу с последствиями своего духовного выбора — и тогда катастрофа разразится. Пока же, во время написания упомянутого гимна, ещё возможны варианты, пока ещё можно было бы, быть может, даже и вовсе избежать катастрофы — но, разумеется, при условии сосредоточенной и последовательной духовной работы, о которой и говорит Книга Второзакония, как и вся Тора в целом.