Библия-Центр
РУ

Новость дня на 15 Февраля 2020

Заповедь о любви к ближнему, многими сегодня воспринимаемая как исключительно новозаветная, на самом деле существовала задолго до прихода в мир Спасителя. Книга Левита связывает любовь к ближнему с отказом от мести — а тем самым и с новозаветным «правилом другой щеки»: там ведь тоже речь идёт именно о мести, о той материальной или моральной компенсации, которой можно было потребовать за оскорбление (речь в данном случае идёт, конечно, не об избиении, а об оскорблении, о пощёчине).

Иисус связывает «правило другой щеки» с той нормой Торы, которая предполагает воздаяние по принципу «око за око, зуб за зуб». Такая норма в Торе действительно присутствует, и предполагает она именно месть. Но в таком случае оказывается, что не только в словах Иисуса, но и в самой Торе есть нормы, противоречащие принципу «око за око, зуб за зуб». Как же такое возможно? Многое станет понятнее, если вспомнить, в каком законодательном контексте эта норма даётся. Появляется она в тексте Книги Исхода (в Книге Второзакония её тоже можно найти, но там она лишь повторена).

Законодательство Книги Исхода много говорит о материальной компенсации в случае преднамеренного или непреднамеренного увечья, нанесённого ближнему: там описана целая система штрафов, разработанная на этот случай. А в дополнение к ней даётся правило «око за око, зуб за зуб». Это, очевидно, некий альтернативный вариант разрешения конфликта. Альтернативный — и весьма архаичный, восходящий ещё к добиблейским, дояхвистским обычаям и нормам. Которые, как видно, во времена, когда было создано законодательство, вошедшее в Книгу Исхода, ещё не были забыты.

Кровная месть и принцип нанесения соразмерного вреда — это оттуда, из дояхвистской старины. Тора не предписывает мести, она лишь ограничивает её как часть существовавшей на тот момент практики. А вот Книга Левита — книга более поздняя — уже требует отказа от мести ради любви к ближнему. Неудивительно, что и Спаситель требует того же: ведь с жизнью Царства месть уж и вовсе никак не совместима. Тем самым Он доводит до конца ту тенденцию, которая была ясно обозначена Торой уже в самых ранних её вариантах. Оно и понятно: Он ведь Сам говорил, что пришёл не разрушать Тору, а явить её в полноте. В полноте Царства.

Мысли вслух: ежедневные размышления о Библии

 

Мы уже видели в Книге Левит много определений святости — святости, как посвященности Богу, как... 

 

Глава 19 начинает собой вторую часть Книги Левита, той, что у библеистов получила название Кодекса святости. Такое название не случайно: в ней рефреном повторяются слова... 

 

Вторая половина стиха 18  — это очень известные слова. Может быть, самые цитируемые во всем Ветхом Завете. Конечно, ведь Иисус включил их в Свою формулу главной заповеди закона... 

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).