Слова Авдия, обращённые им к извечному врагу Иудеи — Идумее, поднимают вопрос о том, что называют иногда исторической справедливостью. На первый взгляд кажется, что пророк имеет в виду именно её, говоря о том, что в день Яхве (день Господень) с Идумеей случится то же, что произошло с Иудеей, которая подверглась разгрому, на радость своему давнему противнику, воспользовавшемуся ситуацией. О чём же говорит Авдий, упоминая день Яхве? День Суда? Возможно: апокалиптические настроения были свойственны его эпохе. Но иногда днём Яхве (особенно в допленный период) называли также времена всякого бедствия, которое обрушивалось на страну и народ, а само бедствие считали при этом судом Божиим.
Вполне вероятно, что пророк имеет в виду именно это, предвидя, что вскоре за разгромом Иудеи, которому Идумея так радуется, настанет и её черёд. Казалось бы, налицо торжество той самой исторической справедливости: тот, кто радовался чужой беде, получает в буквальном смысле по заслугам, переживая именно то, чему только что радовался, глядя на бедствия соседа. Но ведь справедливость предполагает непременное следование Торе того, кто хочет справедливость восстановить.
А месть никогда не была средством исполнения заповеди; Тора нехотя её допускает в отдельных случаях, как уступку дурной традиции падшего человечества, устанавливая этой традиции известные границы, но отнюдь её не поощряет. «Око за око, зуб за зуб» — не предписание, а ограничение, необходимое для того, чтобы за один выбитый глаз выбившему не выбивали оба, а за один выбитый зуб — все тридцать два. Между тем, в ситуации, о которой говорит пророк, налицо как раз принцип «око за око, зуб за зуб», принцип, с точки зрения Торы наихудший из всех возможных.
Но в падшем мире чаще всего действует как раз именно он. И предполагает он не столько действие Божие, сколько Его невмешательство в ситуацию, то, что на богословском языке называют обычно попущением. Конечно, невмешательство это относительное, Бог всё же не даёт враждующим сторонам полной свободы, иначе на земле в конце концов не осталось бы в живых никого.
Однако в план Божий такое взаимное истребление людей, конечно же, не входит, и «компенсаций» того типа, о которой говорит Авдий, Он вовсе не хочет. Но если народ Божий отворачивается от Бога, он становится таким же, как все, одним из множества живущих на земле народов. И подчиняется тем общим для всех законам падшего мира, которые предполагают, в виде «высшей справедливости», принцип «око за око, зуб за зуб».