Продолжая разговор о духовной жизни, Павел касается вопроса становления Царства в нашем преображающемся мире. Конечно...
Продолжая разговор о духовной жизни, Павел касается вопроса становления Царства в нашем преображающемся мире. Конечно, тема эта в послании апостола возникает не просто так, а в связи с духовным путём конкретных людей, к Царству приобщившихся и в нём живущих. Он, разумеется, не случайно пишет колосским христианам, что их жизнь скрыта у Бога, там же, где скрыт Христос (ст. 3). Говоря «скрыта», апостол употребляет греческое слово, которым обозначали нечто спрятанное до времени от посторонних глаз, такое, что непременно откроется, когда придёт время. Откроется же это скрытое, очевидно, в день возвращения Спасителя, когда всё тайное станет явным (ст. 4). Речь в данном случае идёт, как видно, о той полноте Царства, которая будет явлена миру лишь в конце времён, в день второго пришествия Христова. До этого дня жизнь христиан остаётся по большей части незаметной для мира, прежде всего в том, что касается её духовной основы: она так же невидима для ещё не преображённого мира, как невидим для неё Сам Спаситель, в отношении Которого люди, живущие по законам этого непреображённого мира, совершенно искренне уверены, что Его с нами нет.
В такой ситуации единственным свидетельством реальности Царства для людей, к нему не приобщившихся, остаётся духовная жизнь христиан в тех её проявлениях, которые видны даже в нашем, ещё не преображённом мире. Именно о них и говорит Павел, призывая колосских христиан думать не столько о соблюдении религиозных норм и правил, сколько о свидетельстве, которое является главной задачей христиан как жителей Царства, раскрывающегося в преображающемся мире. Потому-то апостол и призывает колосских христиан думать о небесном («горнем»), а не о земном (ст. 1 – 2): ведь им, как и всем христианам вообще, предстоит жить по законам Царства в мире, который по ним ещё не живёт. А что означает такая жизнь на практике, Павел описывает достаточно подробно и красноречиво (ст. 5 – 11), и это описание как нельзя лучше позволяет нам понять, какими апостол хотел видеть свидетелей Царства. Но он также понимает и то, что свидетельство о Царстве немыслимо без преображения самой человеческой природы, без того, чтобы «снять» с себя старую, поражённую грехом человечность, заменив её новой, свободной от греха и прозрачной для всякого дыхания и действия Божия (ст. 9 – 10). А для этого нового человека все земные различия отходят на второй план, так, что значимыми остаются лишь Христос и Царство (ст. 11).