Мы привыкли к тому, что пост – это другое время, есть рядовое время, есть праздник, а есть пост, и это три различных модуса существования. Для ветхозаветного иудея это так и было, ибо пост был временем, когда пища вовсе не вкушалась, и человек не только не ел и не пил, но и не занимался своими обычными делами, посвящая все время молитве. И хотя сейчас мы не можем позволить себе совсем не есть и не пойти на работу, все же пост мы ощущаем отчетливо по ограничениям, по молитвам, имеющим иной род, иными словами, по каким-то формальным внешним признакам. Но вот то, что говорит Господь сегодня, устами пророка Исаии: раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, – это совсем не относится к ряду тех формальных признаков, по которым мы чувствуем, что наступил пост, ибо это мы стараемся делать в любое время. Сам Господь говорит об этом как о заповеди на каждый день. Но если это так, давайте прочтем слова Исаии «в обратную сторону» — преврати всю твою жизнь в пост, пусть каждый твой день будет подобен посту. Но не так ли и со всеми нашими постными ограничениями, разве мы не стараемся ограничивать себя в рядовое время? Разве не каемся, не ищем непрестанной молитвы? На самом деле, восприятие поста как времени углубления духовной жизни, оно и хорошо, и опасно. Опасно, ибо чем-то похоже на известное «с понедельника…», и мы должны понимать глубинную духовную общность и поста, и праздника, и рядового времени, их укорененность на единой почве жизни.
: Вспомним описание апостолом Павлом своей жизни: «...в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор 11:27). Современный перевод дает слово «пост», и даже Словарь библейского богословия Дюфура так это слово трактует, а на самом деле это значит просто, что не было ни еды, ни питья («altogether without food or drink», как переводит Ново-Иерусалимская). Но сравнение разных переводов и принятие обоих в своем культурном контексте означает лишь одно: пост для апостола Павла был образом его жизни, а не привычкой делать это в то или иное время.
Ни в коем случае это не означает, что мы пытаемся оспорить годовой богослужебный круг, нет. Но наша жизнь изменилась, пост дается неожиданно, а не во время отдыха от полевых работ. И как ценно нам молиться со всей Церковью, так ценно нам молиться наедине с Господом. Церковные традиции постов и праздников дают очень много, они подобие двигателя церковного организма. Но как нельзя сказать голодному сейчас не пост и я тебя не накормлю, - так нельзя сказать Господу: сейчас пост, изволь мне предстать пред Твои очи и послушай, что я хочу Тебе сказать. Ибо и пост – вся жизнь и каждый день, и праздник – вся жизнь и каждый день. А Церковь просто дает нам всегда быть в унисон. Хотя у каждого своя совершенно неповторимая песня.