В Книге Псалмов бедность и праведность нередко отождествляются, а праведный и нечестивый оказываются друг другу противопоставлены. Такое понимание бедности восходит к проповеди...
В Книге Псалмов бедность и праведность нередко отождествляются, а праведный и нечестивый оказываются друг другу противопоставлены. Такое понимание бедности восходит к проповеди Исайи Иерусалимского — это он впервые заговорил о бедности не столько как о материальном положении, сколько как о духовном состоянии. Именно бедность он считал необходимой на пути праведности.
Как духовное состояние бедность, прежде всего, предполагает осознание того достаточно очевидного факта, что никто из нас, чего бы и сколько он ни имел в этом мире, не может достичь праведности своими силами. Для падшего человека ведь праведность — не свойство и не качество, которое можно было бы так или иначе приобрести или заслужить, она — состояние, в котором человек может находиться, если Бог его в такое состояние введёт, но которого человек не может достичь сам.
Если говорить о пути праведности, в главном человек оказывается нищим, а все его богатства именно этого главного и не могут ему дать. Бедняк осознаёт всё сказанное, а осознавая, понимает, что ему остаётся лишь отдать Богу себя и свою жизнь в надежде, что Бог сделает то, чего сам он сделать не в состоянии. Можно пребывать в праведности, но нельзя быть праведником — такова одна из главных мыслей Исайи Иерусалимского, которую разделяет и автор псалма.
Что же до нечестивца, то он вовсе не обязательно должен быть воинствующим атеистом или таким же воинствующим кощунником и богохульником. Нечестивец как раз вполне может быть человеком внешне религиозным, если только он сочтёт это для себя полезным. Соответствующее еврейское слово обозначает скорее прагматичного циника, чем человека с какими бы то ни было убеждениями, хотя бы и атеистическими.
Этимология его связана с понятием внутренней порчи, изнутри идущего разрушения. В самом деле: цинизм ведь и разрушает человека изнутри. Путь праведности предполагает внутреннее становление человека, которое раньше или позже проявится и вовне, в том, как и чем человек живёт. Отказ же от этого пути приводит к тому, что внутренний духовный стержень человека разрушается, и цинизм оказывается как раз результатом и внешним проявлением такого разрушения. Отсюда и противопоставление в псалме праведника нечестивому — противопоставление не формальное, а сущностное, противопоставление двух путей, пути жизни и пути смерти.