История исцеления одержимого из Гадарина замечательна не только самим фактом исцеления, изгнания бесов, освобождения человека от власти тёмных сил. Она замечательна, прежде всего, реакцией как самого исцелённого, так и его сограждан.
Нередко читатели Евангелия задают вопрос: почему Иисус позволил бесам войти в стадо свиней и погубить его? В самом деле, нигде больше в Новом Завете ничего подобного не встречается. Самый простой ответ, наверное, заключается в том, что, с точки зрения Торы, свинья — животное нечистое, свинина не годится ни для употребления в пищу, ни, тем более, для жертвоприношения.
Спаситель, как видно, действует по принципу «нечистое — к нечистому». Но для местных жителей-язычников всё, конечно, выглядит иначе: они ничего не имеют против свинины, свиней, как видно, разводят, как сейчас бы мы сказали, в промышленных масштабах, и гибель стада для них — несомненный урон. Может быть, они ещё и поэтому просят Иисуса уйти: кто знает, какой ещё убыток принесёт им этот Человек.
И всё же дело, наверное, не в одном материальном ущербе. Дело в том, что исцеление действительно произошло. А значит, произошло чудо, иначе исцеление не объяснить. Язычники, конечно, тоже в чудеса верили, хотя в евангельские времена мир вообще становился всё более скептичным, и вера эта становилась всё более редкой. Но даже те, кто в чудеса верили, не очень-то их ждали и далеко не всегда были им рады.
В языческом мире издавна бытовало представление о том, что благоволение богов проявляется прежде всего в том, что они обнаруживают себя как можно реже. А благоволение их выражается, как думали, в обильных урожаях, множестве детей, коммерческих и военных успехах. Когда же в храме или у алтаря происходит нечто необычное, сверхъестественное, это, конечно, привлекает внимание и может даже принести что-нибудь хорошее, но ведь всё равно речь идёт о нарушении размеренного течения событий, установленного порядка вещей. Сегодня такое нарушение может быть даже полезным, а завтра?
Подобного рода непредсказуемость оказывается для падшего человека хуже всего, он даже готов отказаться от чуда вовсе, лишь бы жить в предсказуемом мире, где всё можно рассчитать и запрограммировать заранее, где даже неожиданность, в известном смысле, оказывается ожидаемой, потому, что ничего действительно нового в таком мире не происходит.
Иисус как раз и принёс с Собой нечто абсолютно новое, прежде не бывалое и не виданное, — Царство. И жители Гадарина это если не поняли, то почувствовали, почувствовали тем полуосознанным чувством, которое порой предупреждает нас об угрозе, об опасности, смысла которой мы часто не понимаем, но в наличии которой не сомневаемся. И они просят Иисуса уйти. И Он уходит: ведь Царство никому не навязывают силой. Но, уходя, Он всё же оставляет жителям города свидетеля: исцелённого Им человека. Ведь только свидетельство о Царстве может в данной ситуации что-то изменить и, быть может, открыть кому-то из горожан путь спасения.