Сегодняшнее чтение рассказывает нам об исцелении Иисусом некоего человека, чьё имя в Евангелии не упоминается, о котором в рассказе говорится, что он был одержим дьяволом (ст. 2). Происходило всё это на восточном берегу Генисаретского озера, напротив галилейского берега, на юге области, называемой в Евангелии «Десятиградием» (ст.20; другое её название — Декаполис). Населена она в евангельские времена была, в основном, сирийцами и греками, которые и построили находившиеся здесь города; но, конечно, были в этих городах и еврейские общины. Поведение одержимого внешне очень напоминало поведение психически больного человека: с ним, очевидно, нередко случались тяжёлые припадки (ст.3–5), из-за которых он не мог жить среди людей. Возможно, он к тому же страдал манией преследования, из-за которой и прятался в гробницах (в евангельском рассказе они названы «гробами»), в которых, как видно, проводил бOльшую часть времени (ст.3). В таких гробницах на Востоке и по сей день хоронят умерших. Они представляют собой пещеру, естественную или искусственную, высеченную в скале, где и оставляют умершего, смазав его тело особым маслом и завернув в специальную ткань. Такие места в древности считались нечистыми, и человеку, которому приходилось там побывать, нужно было после этого совершить особые очистительные ритуалы, иначе он не мог участвовать в обычной жизни. Те же, кто по роду занятий или по другим причинам вынуждены были бывать у гробниц постоянно, в обществе были изгоями. Ни один человек в здравом уме, конечно, не стал бы без крайней необходимости обрекать себя на такую жизнь. Надо сказать, что в древности люди не всегда различали психическую болезнь и такое духовное состояние, как одержимость. С другой стороны, довольно часто одержимость проявляется внешне именно как психическая болезнь. Во всяком случае очевидно, что Иисус избавляет человека, о котором говорится в сегодняшнем чтении, от серьёзной беды, от которой его не мог избавить никто другой. Освобождение его от одержимости было для всех полной неожиданностью, и рассказ об этом освобождении, так же, как и о Том, Кто освободил одержимого, разумеется, быстро распространился по окрестностям, так что имя Иисуса стало известно не только в Галилее, но и в городах Декаполиса.