Что нужно народу, чтобы быть и всегда оставаться народом Божиим? Прежде всего, по слову священнописателя...
Что нужно народу, чтобы быть и всегда оставаться народом Божиим? Прежде всего, по слову священнописателя, помнить о тех встречах с Богом, без которых говорить о богоизбранности невозможно. Опыт в духовной жизни — основа всего, идёт ли речь об отдельном человеке или о целом народе. Но одной встречи ещё недостаточно. Недостаточно даже множества встреч, если всё ограничится только встречами. Потому Бог и даёт тем, кого Он хочет сделать Своим народом, Тору: заповеди, которые являются её ядром, и основанные на заповедях законы.
Почему бы Богу не ограничиться одними заповедями? Они кажутся простыми, понятными и не нуждающимися ни в каких разъяснениях. Но так кажется лишь на первый взгляд. Если бы речь шла о ситуациях простых и однозначных, проблем с соблюдением заповедей, по крайней мере, в том, что касается их понимания, действительно не было бы. Но ведь в реальной жизни всё порой бывает совсем не так просто, как в теории. Даже моральная теология не может предвидеть всего.
Потому Бог и даёт Своему народу не моральную теологию, а Тору. Он предлагает ему не теорию, а законы, предписывающие поведение в наиболее типичных (как сказал бы культуролог, архетипических) ситуациях. Но Бог не ограничивается одними законами. Кроме собственно законов, Он предлагает народу ещё и судебные определения, которые в Синодальном переводе названы «постановлениями».
Ничего удивительного тут нет: все законодательства древнего мира были прецедентными, и Тора не исключение: судебные решения действительно играли тут роль прецедента. Но дело не только в этом. Человек следует Торе не только в том случае, если он занимает место судьи, да и невозможно к каждому приставить по судье или по раввину, который мог бы руководить человеком, наставляя его на правильный путь. В конкретных жизненных ситуациях, требующих выбора и принятия решения, каждый должен сам быть себе судьёй и раввином.
Такое возможно, но только в том случае, если Тора станет для человека не просто историей, но и источником тех самых прецедентов, основываясь на которых можно принимать правильные решения там, где это необходимо нам сегодня.
Понятая так, Тора действительно может стать для нас источником такого понимания, которое не дадут никакие другие законы и правила, даже самые мудрые и прекрасные: ведь они придуманы людьми для людей, живших в своё время. Тора же при правильном к ней подходе может стать для нас тем инструментом в руках Бога, который апостол Павел справедливо называет «детоводителем ко Христу». И тогда она станет для нас не историей, а настоящим орудием спасения.