В пророчестве Исайи о дне Суда внимание обычно обращают на мечи, которые в этот день перекуют на плуги (орала), отказавшись от войны. Меньше внимания обращают на то, что заставляет людей измениться, пересмотрев своё...
В пророчестве Исайи о дне Суда внимание обычно обращают на мечи, которые в этот день перекуют на плуги (орала), отказавшись от войны. Меньше внимания обращают на то, что заставляет людей измениться, пересмотрев своё отношение, между прочим, и к войне тоже. Речь идёт о Торе (законе), которая «выходит» «от Сиона», и о слове Божием, которое «от Иерусалима». Если не заметить этого, можно подумать, что перемены происходят сами собой, словно по мановению волшебной палочки. На самом же деле это не так. Чтобы люди оказались способны перековать мечи на плуги, они должны обновиться, измениться внутренне. В этом им могут помочь Божье слово и данная Богом Тора (закон).
Может показаться, что между Божьим законом и Божьим словом лежит пропасть. Закон — нечто данное раз и навсегда, нечто жесткое и неизменное. Слово, наоборот, всегда ново, всегда дышит тем живым дыханием Божьим, которым пронизано Царство. Но если на закон смотреть не просто как на юридический или моральный кодекс, а видеть в нем Тору, вся картина изменится. Тора ведь не сводится к кодексу, к своду норм и правил. Она была дана Богом Своему народу для того, чтобы стать внутренним духовным и нравственным императивом для отдельного человека и для народа в целом.
Тора — это воля Божья, обращённая к человеку. В сердце человека она преломляется в десять заповедей Декалога. А в конкретных ситуациях заповеди эти становятся законами, практическими нормами и правилами поведения. Так воля Бога проникает в человеческую жизнь, в самую глубину её повседневности. Если человек готов её принять, она определит его жизнь целиком. Тогда в жизни человека найдётся место и для живого слова Божия. Слово Бога — Его сила и Его откровение.
Но Бог ненавязчив. Если человек не хочет впускать Бога в свою жизнь, Бог не станет вламываться в неё насильно. Но тогда в жизни такого человека не найдётся места ни для Божьей силы, ни для Божьих откровений. Человек останется прежним. И в Царство Мессии ему тогда не войти. Частью Царства Божия такой человек не станет. Не потому, что Бог накажет его за отказ открыть Ему двери своего сердца, а потому, что войти в Царство и стать его частью можно лишь тогда, когда Царство входит в наши сердца и становится частью каждого из нас.