Продолжая разговор о наследии и о наследниках, Павел прибегает ещё к одной юридической аналогии. Он говорит...
Продолжая разговор о наследии и о наследниках, Павел прибегает ещё к одной юридической аналогии. Он говорит: как ребёнок может получить положенное ему наследство лишь после того, как станет совершеннолетним, так и вы, обращается апостол к христианам Галатии, даже имея право на Царство, смогли обрести его только теперь, когда пришло время, и вы получили усыновление через Иисуса Христа (ст. 1 – 5). А свидетельством этого усыновления является для апостола то дыхание («Дух») Сына Божия, которое дышит в сердцах усыновлённых, приобщая их к жизни христовой и к жизни Царства (ст. 6 – 7). И всякое возвращение назад, к прежней духовной жизни для Павла равнозначно духовной катастрофе, отказу от полученного вместе с усыновлением наследства, той возможности приобщиться к Царству, без которой нет христианства (ст. 8 – 10). Он даже опасается, что всё, сделанное им для галатийских христиан, пошло прахом, все усилия и труды были напрасны (ст. 11).
Казалось бы, ситуация была ещё не столь катастрофична: ведь всё могло измениться, и те, к кому Павел обращался с упрёками и увещеваниями, вполне могли одуматься и вернуться к прежним мыслям. Но апостол, как видно, прекрасно понимал, что такого рода отступничество никогда не проходит бесследно, оно всегда накладывает свою печать на тех, кто его пережил. Конечно, вернуться в Царство, которое потерял, через раскаяние и новое обращение возможно всегда, такая возможность будет даваться каждому христианину до дня последнего Суда и возвращения Спасителя. И всё же каждое отпадение является именно отпадением, это всегда катастрофа и трагедия, хотя бы те, с кем она случается, ничего такого и не замечали. Ведь речь идёт не просто о неудаче, за которую могут начислить некоторое количество штрафных очков, которые впоследствии придётся отрабатывать.
Речь о действительной, совершенно реальной утрате Царства, о таком изменении духовного состояния человека, после которого он уже никогда не будет прежним. Казалось бы, отпавший просто возвращается в своё прежнее состояние, начинает вновь жить той жизнью, которой жил до обращения. Но это лишь иллюзия: тому, кто однажды приобщился к Царству, стать прежним уже невозможно. Есть огромная разница между потерявшими Царство и никогда не знавшими его. И Павел, понимая это, вновь и вновь напоминает галатийской церкви о том, что составляет основу духовной жизни христианина: о верности Христу и Царству.