Характеризуя ситуацию, Моисей расставляет акценты со всей несомненностью: народ получает землю не за свою праведность, а из-за нечестия тех народов, которые обитают на ней в данный момент...
Характеризуя ситуацию, Моисей расставляет акценты со всей несомненностью: народ получает землю не за свою праведность, а из-за нечестия тех народов, которые обитают на ней в данный момент. Тут логика истории, стоящая за многими событиями, особенно такими, как завоевания, перевороты, революции. Чаще всего за всем перечисленным стоит не воля Бога, а, как говорят обычно в таких случаях богословы, Его попущение.
Бог в подавляющем большинстве случаев не выступает на стороне одних против других — Он просто отходит в сторону, устраняется, не потому, что Ему всё безразлично, а потому, что, как правило, Он не поддерживает ни одну из сторон. Оно и неудивительно: ведь в том же самом подавляющем большинстве случаев участвующим в событиях сторонам нет никакого дела ни до Бога, ни до Его воли. Бог не выступает ни на чьей стороне потому, что на Его стороне нет никого, а навязывать Себя тем, кому Он не нужен, Бог не станет.
С Его народом, однако, ситуация необычная. Народ Божий включён в историю так же, как и все другие народы, и он при этом не лучше, не праведнее, не духовнее любого другого народа. У Бога же есть относительно Своего народа особый план, особый замысел, который и делает Его народ необычным, отличая его от всех других народов земли. Разумеется, сам народ не делается лучше лишь оттого, что у Бога есть на его счёт некий особый план, но вот путь его при этом всё же будет отличаться от пути любого другого народа земли. Богу ведь нужно привести Свой народ на то место, где Он хочет его видеть, где Он назначил ему встречу с Собой.
Путь всякого другого народа может определяться цепочкой Божьих попущений, которые для самого народа будут выглядеть, как случайности и превратности его исторической судьбы — так же, как бывает и с человеком, если он, не зная пути, движется от одной случайности к другой, называя такое движение судьбой. Путь же народа Божия во всяком случае определяется Богом — но он пролегает среди обычных народов, какими были и народы, заселявшие доеврейскую Палестину.
Они были ничем не хуже, но и не лучше всякого другого народа, и потому были подвержены тем же превратностям падшей истории, что и все другие народы. Однако Бог лишает их земли не за их особые грехи, а за обычное нечестие, свойственное всем падшим народам. Равно, как и Свой народ он наделяет землёй не за его особую праведность, а потому, что таков Его план. Однако нечестие народов, изгоняемых Богом с земли, делает такое изгнание возможным, позволяя Богу осуществить Свой план, касающийся Его народа.